Носители передовых взглядов против нью-йоркского зла, или Психология – царица улик
1896 год. Нью-Йорк. В городе происходит серия убийств мальчиков-проституток. Над делом вяло работает полицейский департамент города. Ну, вы понимаете, дети из бедных слоев общества, да еще и содомиты, никто жилы рвать не будет. И местный алиенист – ученый, изучающий психические патологии — доктор Ласло Крайцлер (Брюль). Которому помогает его сокурсник по Гарварду журналист Джон Мур (Эванс) и первая женщина работающая в полиции Сара Говард (Фэннинг). В какой-то момент Ласло понимает, что ему приходится не только разбираться в психологии преступника и преодолевать косность мышления нью-йорцев. Но и сражаться со все нарастающим сопротивлением расследованию. Идущем, похоже, откуда-то с самого верху.
Телевизионных проектов и кинофильмов о маньяках и серийных убийцах мы видели уже не один десяток. И о британских – «Падение» (http://perekat.kiev.ua/падение-крах-the-fall-сериал-2013-2016/ ). И об американских – «Маньяк» (http://perekat.kiev.ua/маньяк-maniac-2012-рецензия-обзор/ ). И об аляскинских — «Мерзлая земля» (http://perekat.kiev.ua/мерзлая-земля-the-frozen-ground-2013-рецензия-обзор/ ). И даже по временам мы поскакали: «Охотник за разумом» (http://perekat.kiev.ua/охотник-за-разумом-mindhunter-сериал-2017/ ). Однако стоит появиться свеженькой «маньячной» картине, тем более в нестандартной обертке, и зритель ей обеспечен.
Благо The Alienist, снятый по роману американского писателя Калеба Карра (первом из трилогии о Крайцлере), оказался вполне интересным, хотя и не особо оригинальным времяпрепровождением.
Во первых строках письма хочется отметить антураж проекта. Костюмы и наряды конца 19 века. Отношение к любым новшествам, и первым росткам феминизма. Конные экипажи, кареты и повозки. Изящно подобранные декорации. Элитные рестораны, блистающие роскошью. Развратные бордели, предлагающие угар греха и быстрое освобождение от наличности. Пресыщенные властители города – аристократы и нувориши. Бедные кварталы, трущобы, забитые нищими голодными людьми и сытыми наглыми крысами. Бездомные дети, ютящиеся в подвалах. Нарядные здания и грязные мостовые. По стилистике проект чем то напоминает «Острые козырьки/ Заточенные кепки» или «Хроники Франкенштейна». При этом относясь к нью-йоркской действительности чуть снисходительнее, чем британские сериалы. Там почти везде все плохо, и депрессивность скользит в каждом кадре (особенно во «Франкенштейне»). «Алиенист» не сильно приукрашивая тогдашнюю действительность, все же более позитивен, чем его коллеги с Туманного Альбиона. Хотя натуралистичные моменты имеют место быть. Время обязывает.
Второй интересной стороной проекта стали персонажи и их взаимодействие.
Ласло Крайцлер (Даниэль Брюль («Бесславные ублюдки», «Парадокс Кловерфилда») – передовой ученый и знаток психологии. Вспыльчивый сноб, умнейший мужик, избавившийся от одних шор, но так и не сумевший снять другие. Готовый порвать глотку за свое мнение, не умеющий уступать и проигрывать. Атеист, верящий лишь в науку. Инвалид, мучимый чувством вины, одинокий и вспыльчивый человек, способный обидеть и отвергнуть всех, кому он дорог. Человек, переживающий изрядные внутренние терзания и психологические выверты.
Джон Мур (Люк Эванс («Мушкетеры», «Война Богов: Бессмертные», «Ворон», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств»). Повеса, лентяй, алкоголик и художник. Переживший предательство близкого человека, топящий отчаяние в вине и бабах. Не великого ума, но доброго сердца и искренних эмоций юноша, любящий и уважающий сноба Ласло.
Сара Говард (Дакота Фэннинг). Феминистичная лихая девица, воспитываемая отцом, научившаяся под его приглядом стрелять, ездить верхом и лихо пить виски. Первая юбка в полицейском департаменте. Цепкая, бойкая, не лезущая за словом в карман. При этом не лишенная женских особенностей и слабостей.
Естественно, кто бы мог сомневаться, на такую необычную девицу «западут» и Ласло и Джон. Но как настоящие джентльмены, не смогут выяснить отношения сразу, а будут долго ходить вокруг да около. Эти ритуальные танцы добавляют троице и их отношениям изрядно естественности и шарма. Плюс развязка потенциального любовного треугольника вышла довольно неожиданной.
Да и детективы братья Айзексоны — еврейские парни отлично контрастирующие между собой, хороши.
Интересно смотрится также тот нюанс работы Крайцлера, что алиенист большую часть времени действует неофициально, прикрываемый лишь еще одним сокурсником и будущим президентом США комиссаром Теодором Рузвельтом (Герати). А всем остальным полисменам, среди которых цветет и колосится махровая коррупция, которая считается абсолютно нормальным делом, под ноги лучше не попадаться. А некоторых и вовсе опасаться как огня.
К экватору сериала постановщики подготовили любопытный ход – «обманку». Однако провести нашего мудрого алиениста не получилось даже у них.
Детективная линия адекватна, герои собирают улики, много думают после чтения паспорта, сопоставляют факты и делают выводы. Без погонь и напряженных засад дело также не обойдется.
Практически все части паззла мы уже где-то видели. И умного вспыльчивого детектива-психолога с не сильно умным помощником. И феминистическую барышню. И коррумпированных копов. И психованных маньяков. И непременно грязное 19-е столетие. Так что оригинальности ждать от «Алиениста» не стоит. А вот приличную, хоть и не идеальную детективную историю в качественном историческом антураже сериал нам обеспечит сполна.
Эрго. Любопытный психологический детектив с неплохими персонажами и хорошим антуражем. А вот шаблонность к достоинствам проекта отнести никак не получится.
Режиссер: Пако Кабесас, Джеймс Хоуз, Джэми Пэйн
В ролях: Даниэль Брюль, Дакота Фэннинг, Люк Эванс, Мэттью Линтц, Мартин МакКриди, Мэттью Шир, Дуглас Смит, Дэвид Уилмот, К`Орианка Килчер, Тед Левайн