Социальный калейдоскоп или Перманентный крах ожиданий/ Реклама – двигатель прогресса
Жизнь Милдред Хейз (МакДорманд) сложно было назвать успешной. Маленький магазинчик в провинциальном городке, развод с мужем, регулярно лупящим ее по пьяни. Разве что дети радовали сердце немолодой женщины. А потом дочь изнасиловал и убил какой-то подонок.
Шло время, а местная полиция во главе с шерифом Биллом Уиллоуби (Харрельсон) так и не смогла найти убийцу.
В один прекрасный день Милдред арендовала три билборда на окраинной дороге. И разместила на них вопрос о судьбе расследования, обращенный к шерифу.
Такой вариант стимуляции копов к работе понравился далеко не всем жителям городка. Не говоря уже о самих полицейских.
И вот уже вокруг злосчастных билбордов разгораются нешуточные страсти, показывающие многих горожан с весьма неожиданной стороны.
Фильмов и сериалов, рассказывающих об особенностях жизни американской глубинки, за последнее время стало столько, что их можно выделить в отдельный поджанр. Причем чаще всего нас ждет трагедия, правда с изрядной долей черного юмора и философии. Вспомним хотя бы «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ) и «Настоящий детектив» (http://perekat.kiev.ua/настоящий-детектив-true-detective-сериал-2014/ ).
«Миссурийские билборды» стали типичным представителем этого новорожденного поджанра. А также фильмом изначально «заточенным» под Оскар по всем параметрам. Начиная от проблем, затрагиваемых в картине, до сценарных изысков, музыки и актерского состава. Как киноакадемики умудрились проигнорировать в главной номинации картину, которая каждым кадром и диалогом вопила: «вот она я: ваша главная фаворитка»? Может, надоела слишком откровенная манипулятивность, а может «Вода» Гильерме сумела манипульнуть лучше и тоньше. Кто знает.
Хотите подробностей? Их есть у меня.
-Основная линия картины завязана на изнасиловании и убийстве молодой девушки-подростка. Тема криминального насилия над женщинами.
-Главная героиня – суровая, сильная и независимая разведенная женщина-мать, позволявшая себе лишнее в молодости, но с той поры твердо ставшая на путь трезвой жизни. Вдобавок ее избивал муж. Тема феминизма, разрушенных семей, домашнего насилия.
-Эта самая героиня рекомендует шефу полиции собирать в базу ДНК всех новорожденных мужчин, так как любой из этих тупых мускулинных самцов способен обидеть и убить представительницу слабого пола. Тема патриархата, тестостерона, мужских недостатков.
-Большинство белых мужчин среднего возраста, классических чуть облагороженных реднеков, не переваривают своих чернокожих сограждан. Те отвечают им тем же. «Если найдешь в участке трех копов, нормально относящихся к черным, окажется, что они не переносят голубых» Тема расизма. А заодно, чтоб два раза не вставать – гомофобии.
-Ухажер главной героини – карлик. Карлик, Карл! (пардон за невольный каламбур), правда, не абы какой, а лично Тирион Ланистер. Естественно, нормальную бабу средних лет, аж никак не тянет крутить шашни с карликом (даже с Ланистером?). Тема инвалидов и «людей с ограниченными возможностями».
-Офицер Диксон, имеющий серьезные проблемы с контролем гнева. Тема излишней вспыльчивости.
-Еще раз Диксон, живущий с мамой. Тема неприкаянности взрослых мужиков.
-И снова Диксон, в упор не понимающий слов нового шерифа о стране, полной песка. Тема отчужденности провинции от жизни остальной Америки и мира.
-Вялые реакции провинциального общества на, мягко говоря, грубые действия своих копов. Выкинул мужика из окна – ну и бог с ним. Тема беспредела полиции в глубинке.
Фух! Расизм, гомофобия, феминизм, патриархальность, инвалиды, провинциальность, насилие, превышение власти – натуральный калейдоскоп социально значимых тем. 10 Оскаров тебе в руки! Ан нет.
Но, невзирая на откровенную манипулятивность, лента вышла хорошей. В первую очередь стоит отметить сценарий. Регулярно и с огромным удовольствием обманывающий ожидания зрителей. Ну, конечно, подумаете вы после первых 10 минут фильма, сейчас шериф возьмется за дело и героически раскроет преступление. Ан нет. Ну конечно, сейчас кто-то из знакомых персонажей окажется злодеем и проявит свою звериную сущность. И снова не совсем так. Ну конечно, шериф окажется прав и будет так, как он написал в записке. И снова нет! Таких «обломов» на протяжении картины вас ждет не один и не два.
Плюс отлично передана атмосфера провинциального городка, где все всех знают и любое действие влечет за собой целый шлейф последствий, сплетая происходящее в запутанный клубок.
На эту же мельницу льют воду актерские работы, притом, что раскрученных звезд в ленте нет, зато собраны очень качественные и профессиональные лицедеи, обычно работающие на вторых ролях.
Наша главная героиня, кстати, понравилась мне меньше, чем те же «второплановые» полицейские. Да, у Фрэнсис МакДорманд («Перекресток Миллера») получилась сильная, невозмутимая женщина, стоящая одна против всего мира. Женщина с нелегким прошлым, ужасным настоящим и беспокойным будущим. Женщина сдержанная внешне (пока ее не трогают), переживающая все в себе, очень мало выдающая наружу, безэмоциональная, некрасивая, всегда готовая ответить ударом на удар. За счет ее общей замкнутости редкие всплески эмоций смотрятся еше сильнее. Все сделано очень грамотно и логично. Но Оскар за главную женскую роль? Неужто конкурентки оказались еще слабее?
А вот за что получил свою статуэтку Сэм Рокуэлл («Ковбои против пришельцев») (офицер Диксон), видно превосходно. Настолько шикарное развитие образа нам показывают нечасто. Его Диксон поначалу вызывает самые негативные чувства. Туповатый, ограниченный маменькин сынок, наслаждающийся властью. Психически неуравновешенный мужик, избивающий подозреваемых и очень напоминающий пресловутую обезьяну с гранатой, со временем изрядно меняется. Через смерть кумира, через проблемы на работе, через очищение пламенем и внезапно постигшее его понимание. К финалу ленты перед нами абсолютно другой человек. Бравушки!
Также понравился образ шерифа в исполнении Вуди Харрельсона («Голодные игры», «Настоящий детектив», «Планета обезьян: Война»). Этот человек, находящийся между жизнью и смертью, выступает в картине эдаким пророком и наставником. Вариантом просветленного, которому на грани миров открываются нужные слова и действия, способные менять судьбы окружающих.
Очень уместна музыка, точнее американские композиции (в основном композитора Картер Беруэлла), сопровождающие героев в многие важные моменты их жизни.
И цитаты, достойные добавления в энциклопедию киномана: «Они не станут слушать женщину, которая просит уволить черного», «Юг уже совсем не тот», «Нельзя верить даже юристам и рекламщикам, куда катится Америка», «Гнев порождает еще больший гнев», «Любовь — это покой, а покой — это мудрость».
И даже открытый финал с легким налетом оптимизма, дающий возможность персонажам хорошенько подумать перед выбором, навсегда меняющим их жизнь.
Эрго. Мощная провинциальная трагедия, не чуждая оптимизма, постоянно рушащая ожидания зрителя, параллельно радующая нас парой отличных второстепенных актерских работ и вполне достойной главной.
Режиссер: Мартин МакДона
В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж, Калеб Лэндри Джонс, Лукас Хеджес, Эбби Корниш, Керри Кондон, Даррел Бритт-Гибсон, Желько Иванек, Самара Уивинг, Кларк Питерс