Антология человековедения, или Разговор по душам с мэтром
Настоящее. Загадочное и фантасмагорическое. Будущее. Далеко и не очень. Земное и космическое. Тусклое и полное ярких цветов. Но в любом случае не утопическое, и дарящее нам пищу для размышлений. А как же может быть иначе! Ведь это сны, созданные Ф. К. Диком, а ему не интересны фантазии, не дающие возможности подумать о человеке, его внутреннем мире, силе и слабости.
Филипа Дика экранизировали немало. От классического «Бегущего по лезвию» или «Вспомнить все» до «Часа расплаты» (http://perekat.kiev.ua/час-расплаты-paycheck-2003/ ), или свежих ремейков с сиквелами, таких как «Вспомнить все» 2012 (http://perekat.kiev.ua/вспомнить-всё-рецензия-обзор/ ) или «Бегущего по лезвию 2049» (http://perekat.kiev.ua/бегущий-по-лезвию-2049-blade-runner-2049-2017/ ). Правда, почти всегда бралась лишь основная идея произведения, и частенько фильм или сериал серьезно отличался от литературной основы. Не стали исключением и Electric Dreams, созданные в виде аналогии, основанной на рассказах Дика, и не связанные ни героями, ни сюжетом.
В очередной раз убеждаюсь, что такие вот аналогии не совсем мое. Отдельные 40-минутные истории без магистральной линии, вместе смотрятся странновато. Непросто каждый час переключаться на других героев, время и абсолютно иную историю. Это лично для меня, ведь формат «Черного зеркала» имеет армии поклонников и вполне успешен.
Единственной чертой, условно связывающей «Сны», стал человек. Его психология, внутренние проблемы, комплексы и желания. Вечные вопросы и заевшая бытовуха. Любовь и счастье. Безнадега и стремление к лучшему. Создатели «Снов» говорят со зрителем о нашем мозге и его неведомых, опасных глубинах. О комплексах и их влиянии на жизнь. О стремлении к наказанию за собственные грехи, даже если никакой вины за тобой нет. О настоящей реальности и размытых границах между ней и воображением. О жертвенности, человечности и любви. О безразличии, диктате государства, паранойе и массовых психозах. О машинах и человечности. Использовании людей в темную. Выходит эдакая тетрадь по человековедению, страницы которой пролистываются у нас перед глазами, будто картинки калейдоскопа, перемещая зрителя во времени и пространстве. Своеобразная задушевная беседа с мэтром, классиком научной фантастики, а заодно и с людьми создававшими сериал.
Начинается проект классической антиутопией по типу того же «Бегущего». Мир, в котором часть жителей оказались телепатами и обычные люди, их, естественно, всячески гнобят. Но ситуация вот-вот изменится. На этом фоне разворачиваются отношения полицейского и девушки-тепа, каждому из которых есть что скрывать от другого. Пожалуй, наиболее прямолинейная и ожидаемая серия проекта. Вторая история о непредставимо старой женщине, нанимающей корабль, чтобы отыскать Землю – планету, которая давно пропала из виду человечества, расселившегося по вселенной. В процессе выясняется, что с одним из членов команды у этой бабули имеется некая странная и невозможная связь. Самая, возможно, оптимистичная вещь. Третья – возвращает нас из грядущего в настоящее и дает подумать о том, что такое настоящее счастье. Четвертая говорит о мечтах и их воплощении, на фоне фантасмагорического разрушающегося мира. Пятая о шутках подсознания, реальности и самобичевании. Шестая об отношениях мужчины и женщины, и о том, что же является истинно человеческими качествами. Седьмая о том, как легко можно натравить большинство на меньшинство, и как психоз делает из людей безразличных животных. Восьмая – эдакий условно оптимистичный постап в стиле Терминатора. Девятая о манипуляции обществом и отдельными людьми, паранойе и обманчивой безопасности. Десятая — классика о пришельцах в духе старины Хайнлайна.
Каждая из историй завернута в обертку научно-фантастического антуража – недорогого, ненавязчивого, но вполне уместного и добавляющего в блюдо изрядно остроты.
Снято сериал камерно и скромно, Локаций немного. Бюджет аж никак не поражает воображение. Актеры сериальные, и не очень известные. Разве что Брайан Крэнстон («Во все тяжкие», «Годзилла», «Афера под прикрытием»), который одновременно исполнительный продюсер, да Стив Бушеми («Перекресток Миллера», «Подпольная империя») выделяются. Робб Старк (Мэдден) пока из памяти не выветрился, да еще пару лиц я где-то видел (похоже в «Игре престолов», «Шерлоке», «Под куполом», «Пастыре», «Мире Дикого запада»). По-видимому, все деньги создатели вложили в компьютерную психоделику, типа забав с городом в третьей серии и прочие фантасмагорические эффекты. Временами в струю ложится музыка, заметны интересные режиссерские находки. Если подумать, такой формат для рассказов Дика один из лучших – берется скелет идеи (а на концепты старина Филип был мастер) после чего на него навешивается некоторое (не очень большое) количество мяса, эффектов, «фишек», музыки, актерских типажей – 40-45 минут экранного времени выше крыши. Повторить 10 раз с разными рассказами. В результате вместо одной-двух мыслей, которые обычно думают в западном (да и в нашем) кино, тех самых мыслей во время просмотра сериала зритель получит не один десяток. Что уже немаловажно.
Наверняка ничего особо нового вы не увидите, некоторые ходы читаются, темы, вопросы, затронутые в сериале, уже не раз поднимались, проблемы рассматривались и так и эдак. Однако не нужно забывать, что Дик писал в 50-е, 60-е годы, и фактически стоял у истоков серьезной фантастики, работая маяком для будущих поколений. Все что снимали и творили более поздние авторы, основывается, в том числе и на его произведениях.
Эрго. Можно смотреть всем, у кого не вызывает отвращения формат антологии и разные, несвязанные между собой истории, поданные как сериал. Не ожидайте откровений, а просто наслаждайтесь калейдоскопом зарисовок с фантастическим антуражем о мериле всех вещей. Заодно приобщитесь к творчеству одного из основополагающих авторов фантастики.
Режиссер: Дэвид Фарр, Франческа Грегорини, Том Харпер
В ролях: Гумуляускас Вацловас, Доминик Капоне, Джек Харди, Расс Панзарелла, Стив Бушеми, Джеральдин Чаплин, Эсси Дэвис, Ричард Мэдден, Тимоти Сполл, Энтони Бойл, Брайан Крэнстон, Холлидей Грейнджер, Сидсе Бабетт Кнудсен, Бенедикт Вонг, Лиам Каннингэм, Джулия Дэвис, Руди Дхармалингхам, Нома Думезвени, Джек Рейнор