Ким Стэнли Робинсон “Красный Марс». — М.: Э, 2016 г. (Серия: Sci-Fi Universe). Первый роман цикла «Марс».
Колонизация с социальным уклоном, или Спор о наследии Бога войны
Свершилось! Наконец-то сбылась давняя мечта человечества. Лучшие представители гомо сапиенс отправились колонизировать другую планету — обитель бога войны. Объединенные усилия всех держав земли. Тщательно отобранная команда, состоящая из высококлассных ученых и инженеров. Лучшая техника и продуманные планы.
Кто же знал, что дело пойдет так тяжело. И виной всему будет не столько сопротивление Красной планеты, хотя оно тоже сыграет свою роль. А скорее конфликт интересов, разница взглядов тех самых лучших представителей людского рода. «Золотой сотни», помимо работы, разделившейся на фракции и группки, утонувшей в политических дрязгах, в очередной раз подтвердившей тезис о человеке, как о животном, лишь стремящемся к разуму. Зачастую неудачно.
И вот уже дивный новый мир оказывается лакмусовой бумажкой, отражающей все национальные, культурные, социальные и прочие земные противоречия. А что будет, когда на Марсе окажется не сотни людей, а тысячи? И не станет ли Красная планета ареной для жесточайшего столкновения различных точек зрения этих самых тысяч?
Красная планета долгие века привлекала внимание человечества. И, понятное дело, его передового отряда – писателей-фантастов. За Марс брались многие авторы, создавая книги самых разнообразных поджанров. От банальных фентезийных приключений до серьезной научной фантастики. Из последних с ходу вспоминается робинзонада Энди Вейера (http://perekat.kiev.ua/marsianin-vejer/ ).
Но если Энди сосредоточил свое внимание на одном персонаже и его ученой борьбе за выживание, то Робинсон поступил несколько иначе. Нарисовал грандиозное полотно освоения четвертой от солнца планеты, описав этот нелегкий путь в мельчайших деталях.
Причем как любой серьезный писатель Ким поведает нам в первую очередь о людях (хотя без красот Марса вы тоже не останетесь).
А люди, как мы убедимся буквально через десяток страниц, остаются людьми хоть на Земле, хоть на Марсе хоть на Альфа-Центавре. И причем, как бы это было не обидно, Робинсону веришь. Веришь в то, что даже лучшие из лучших, светочи разума, люди науки не в состоянии прийти к согласию, практически сразу начинают играть в политику и собачиться из-за своих «точек зрения». Сбиваться в маленькие стаи и подозрительно коситься на остальных. Тащить за собой шлейфом весь земной фанатизм, твердые убеждения, конфликты и неурядицы, недостатки воспитания и неумение думать. И все это в новый, не испорченный человеком мир. Мир, вполне способный дать гомо сапиенс второй шанс. Шанс попробовать начать с нуля, без столетних гирь прошлых обид, недоразумений и идейных стычек на ногах.
С новым миром поначалу, как кажется, возникают проблемы, зато взамен автор с ходу погружает читателя в бурное море социальных пертурбаций. Проводит через высокие волны общественного развития свежего социума. Играет на поле социологии, политологии, психологии. Рассматривает влияние этих наук, когда по отдельности, а когда и вместе. Следит за возникновением и эскалацией конфликтов между умными людьми. Углубляется в вопросы экологии и правомочности человека менять по своему усмотрению внеземной мир. Вскользь дивится антропоцентризму людской расы, и бросит в душу читателя небольшой зерно сомнения в его истинности. Понаблюдает за рождением новой религии. Несмело шагнет на детективную тропу. Ужаснется последствиям восстания. И все это с кучей подробностей и нюансов. Разве что события развиваются временами очень уж неторопливо, да экшена автор временами жалеет.
Ситуация описывается настолько достоверно, что ни на минуту не возникает сомнения в реальности происходящего. А как оно может возникнуть, если все типажи героев до боли знакомы и ведут себя абсолютно привычно?
Двое альфа-самцов бодаются за самку и сферы влияния. Женщины манипулируют, в упор не верят мужчинам и ищут опору лишь в существах слабого пола. Мистики быстренько сбиваются в свою плотную компашку. Фанаты терраформирования готовы на что угодно, лишь бы достигнуть своего как можно быстрее. Убежденные гринписовцы-экологи грудью становятся на защиту марсианских камней. Красавица крепко дружит с невзрачной феминой. Чудаковатый субъект внезапно толкает радикальные идеи. Психолог тихонько сходит с ума. При этом дурных людей у Робинсона нет вообще (почти). Каждый считает, что делает благое, хорошее, правильное дело. И готов за него порвать глотку. Любому. Когда в переносном смысле, а когда и в буквальном. А ведь эти еще из лучших!
Мы увидим колонизацию Марса поочередно глазами десятка людей из первой сотни. Причем персонажи вышли у Кима «на ура».
Настоящая женщина Майя Тойтовна – чувственная, сильная, мечущаяся между двумя привлекающими ее мужиками. Властолюбивый Фрэнк Чалмерс, таящий внутри немало амбиций и стремлений. Первый человек на Марсе Джон Бун — харизматичный, умный, но несколько увлекающийся. Трудоголик и инженер-строитель от бога Надя Чернышевская. Загадочная Хироко Ай – леди-дракон. Неудержимый фанат изменений Сакс Расселл. Громогласный и непредсказуемый Аркадий Богданов. Воплощение экологии Энн Клейборн.
Познакомимся с точкой зрения природолюба-эколога, работяги-инженера, управленца, бунтаря, психолога, харизматичного лидера. Многим из них достанется минута славы, частенько и не одна. Многих мы узнаем так же хорошо, как своих родных. Кого-то полюбим, а кого-то возможно, и возненавидим. Персонажи развиваются, растут, меняют свои воззрения, сожалеют о содеянном, любят, страдают и умирают.
Все это хорошо, но казалось бы, зачем любителям фантастики еще одно произведение «капиталистического реализма»? За окном мы этого реализма не видели, что-ли?
Но тут оказывается, что Робинсон вовсе не позабыл о нашем любимом жанре. Показав нам обычных людей с их обычными реакциями, он потихоньку начинает моделировать возникновение нового общества. Ким все же верит в людей, и постепенно его герои начинают оправдывать ожидания автора. Причем не только Хироко, изначально расположенная отряхнуть с ног прах старого мира, или радикал Богданов, но и еще многие члены «первой сотни». Возникает и крепнет новая религия. Формируется свежий социум, со своими законами и обычаями. Развивается классическая революционная ситуация, бессмысленная и беспощадная. Ситуация, которую абсолютно не готовы принять представители старого, земного социума (а когда бывало иначе?). Этот конфликт и становится основной движущей силой второй части романа.
Также есть в романе Робинсона еще один фактор, который поднимает книгу высоко над грешной землей, унося в глубины Солнечной системы. Догадались, какой? Правильно, Марс!
Безжизненный и враждебный мир на наших глазах постепенно оживает и становится для героев настоящим домом. Куда большим, чем покинутая Земля.
Неизведанные просторы гигантских равнин. Волшебные невиданные закаты. Невообразимой высоты вулканы. Ржаво-оранжево-красные кратеры. Огромные, глубокие каньоны. Завораживающие бархатные и черные дюны. Ледяные холмы. Глубоко скрытые богатства. Чужая красота, способная доводить до восхищенной дрожи. Уникальная холодина. Вездесущая пыль и эпохальные бури. Иная гравитация.
И все это на фоне весьма серьезного морального вопроса – важнее ли сознание камней? Имеет ли человек право изменять под себя иной мир, делать из него зеркальное отражение своей родины? При этом уничтожая уникальное творение мироздания. Пытаясь соорудить из Марса вторую, неиспорченную людьми Землю. Чтобы потом, конечно же, испаскудить и ее.
Эрго. Мощная колонизаторско-социальная фантастика, поражающая подробностью и проработанностью описания заселения Марса, а также реалистичностью типажей. Как и их поведения.
Мой обзор второй и третьей части трилогии читайте тут https://www.mirf.ru/book/kim-stenli-robinson-zelyonyj-mars-goluboj-mars