Хроники благородного гангстера, или Рыцарь, ступивший на преступный путь
Судьба Джо Коглина (Аффлек) не баловала. Окопы первой мировой, где молодой парень решил больше никогда не подчиняться приказам. Скользкая криминальная дорожка грабителя-налетчика на ночных улицах Бостона. Влюбленность в подругу одного из самых опасных авторитетов города. Организация бутлегерской сети на побережье. Ку-клукс-клан. Злые конкуренты.
Все это, в конце концов, сплетается в настолько запутанный клубок, что Джо его не расплести без использования самых звериных черт характера.
И выйдет ли при этом уцелеть, оставшись человеком?
Бен Аффлек, довольно ограниченного диапазона актер («Час расплаты», «Козырные тузы«, «Город воров«, «Исчезнувшая«, «Бэтмен против Супермена», «Чудо-женщина», «Лига справедливости»)– пересев в руководящее кинопроцессом кресло, показал себя мощным, подающим большие надежды режиссером. Одна абсолютно шикарная и до мурашек напряженная «Операция «Арго» чего стоит.
Однако, как показала Live by Night, Бену еще есть чему поучиться.
И в первую очередь прекратить лезть на главные роли в своих проектах. Аффлек-актер аж никак не тянет задачи, поставленные ему Аффлеком-режиссером.
Порадовал Кинопоиск, написавший что «Аффлек, к его чести, не посчитал зазорным пройти пробы на роль». Судя по всему пройти у самого себя. Так и вижу эту картину: Бен перед зеркалом: «Ну что Бен, годимся мы на роль Джона? А как же Бен, лучше нас просто не найти!». Голм, голм, моя прелесть.
Давайте взглянем поближе на Джо Коглина, главного героя фильма, а также романа «Ночь — мой дом» Денниса Лихейна. У Бена вышел (как впрочем, почти всегда) прямолинейный рыцарь без страха и упрека, пускай и с криминальным уклоном. Убивает он в самом крайнем случае, и то абсолютно отвратительных типов. Не говоря уже о женщинах, которым не может причинить вред даже под угрозой собственной жизни. Ах! Он торгует нелегальным алкоголем, хотел построить казино и даже открыл 4 борделя! Какой низкий тип.
Играет Аффлек как обычно очень неуклюже, тяжело и железобетонно. А уж о таком сложном деле как мимика, эмоции, использование взгляда, ему до сих пор так никто и не рассказал.
Где то самое «таящееся под поверхностью главного героя вероломство и стыд»? Сие эльфам не ведомо.
А ведь изначальный посыл ленты вполне выигрышен и удачен. Эволюция нормального парня, добровольцем пошедшего на войну, и там сполна хлебнувшего людской подлости и низости. Причем настолько, что по возвращении решившего стать бандитом. Эдакий вариант «Острых козырьков». Эволюция человека в принципе неплохого, но вынужденного творить жуткие вещи. Живущего под гнетом того самого стыда. Вынужденного регулярно проявлять то самое вероломство. Но обо всем этом зритель может лишь догадываться. Потому что протагонист одинаков, что в начале, что в финале картины. Тот самый рыцарь. И даже когда он убивает, он делает это с видом Михаила, уничтожающего Змия. Никакой эволюции Бен не покажет нам и близко. Его Коглин практически супергерой, типа Сорвиголовы (даже Бэтмен того же Аффлека по сравнению с Джо выглядит натуральным Гамлетом). Да, ему местами неуютно, иногда даже больно. От людской подлости, глупости и мерзости.
Но фильм то извините, не только об этом, а вроде как о внутреннем падении и борьбе персонажа с самим собой.
Именно этот диссонанс между тем, что вроде как желает показать режиссер. И тем, что демонстрирует главный герой (особенно мило, если вспомнить, что это один и тот же человек) и стал основной проблемой картины. Зритель конечно далеко не всегда гений. Но такие элементарные вещи «сечет» четко.
Да и снято все несколько беззубо. Несмотря на взрослый рейтинг и кучу трупов, ощущения погружения в атмосферу эпохи не возникает. В отличие от тех же «Козырьков», или даже гораздо более гламурной «Подпольной империи». И платья с костюмами и шляпами не помогают. И погоня на раритетных машинах. И даже пятиминутная перестрелка с активным использованием Томми-ганов.
Вот и выходит, что больше всего сопереживания достается Крису Куперу («Время убивать», «11.22.63«) и его начальнику полиции Ирвингу Фиггису. У которого тут дай бог, если 5 минут экранного времени. Да Зои Солдана («Коломбиана», «Стражи Галактики», «Стартрек»). Угораздило ж ее связаться с таким положительно-картонным персонажем.
Эрго. Интересная по задумке, но провальная по главной актерской работе нуарная трагедия, показавшая что Аффлеку еще есть куда развиваться как постановщику.
P. S. Бен, Христом-богом тебя прошу, завязывай с лицедейством в своих проектах и переключайся на режиссуру. А роли тому же ДиКаприо оставляй. Как все же жаль, что Леонардо остался лишь продюсером Live by Night. Будь Коглин пониже, пощуплее, да в исполнении ДиКаприо, шансов у фильма на хорошую память у зрителя было бы на порядок больше.
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Элль Фэннинг, Ремо Джироне, Брендан Глисон, Роберт Гленистер, Мэттью Мехер, Крис Мессина, Сиенна Миллер, Мигель, Зои Салдана