Нечеловек-амфибия, или Квинтэссенция любви и толерантности
Жизнь Элайзы Эспозито (Хокинс) сложно было назвать удачной. Неизвестные родители, сиротский дом, затем работа уборщицей на военно-исследовательской базе. И главное – немота. Ущербность, оставившая ее одинокой и несчастной. Лишь подруга – коллега с работы, полная и жизнерадостная негритянка Зельда Фуллер (Спенсер), да сосед – пожилой художник-гомосексуалист Джайлс (Дженкинс) немного развеивали одиночество Элайзы.
Но женщине хотелось любви. Посему когда на базу доставили человекоподобное существо-амфибию, и Элайза выяснила, что оно вполне разумно, между двумя одиночествами пробежала некая искра.
И когда Стрикленд (Шеннон), начальник охраны, настоял на умерщвлении и вскрытии загадочной амфибии, Элайза поняла, что должна попытаться спасти это молчаливое, чуждое, но такое красивое существо. Невзирая на последствия, к которым приведет эта попытка.
Гильермо Дель Торо («Тихоокеанский рубеж» ( http://perekat.kiev.ua/тихоокеанский-рубеж-pacific-rim-2013-рецензия-о/ ), «Штамм» (http://perekat.kiev.ua/штамм-the-strain-сериал-2014/ ), «Багровый пик» (http://perekat.kiev.ua/багровый-пик-crimson-peak-2015/ ) с детства любил монстров. Одно из самых сильных впечатлений оказала на него лента «Тварь из черной лагуны», история об амфибии и людях. Мальчик рос и вырос в достаточно самобытного, хотя и специфического режиссера. Мечтающего самому рассказать зрителям подобную историю. И вот его мечта сбылась. Причем картина произвела на зрителей и критиков настолько сильное впечатление, что в ее багаже оказались 180 лимонов сборов (при 19 бюджета), 4 Оскара, Золотой Лев, Золотой Глобус и еще куча наград.
Поглядев «Три билборда» (http://perekat.kiev.ua/три-билборда-на-границе-эббинга-миссу/ ), я удивлялся как это «Форма» умудрилась оставить за спиной в оскаровской гонке фильм, казалось, полностью «заточенный» под получение заветной статуэтки. После просмотра «Воды» удивление исчезло. Картина Дель Торо действительно «манипульнула» киноакадемиками еще лучше, чем «Билборды», хотя казалось лучше уже некуда.
Дель Торо смог.
Главный герой его фильма – женщина-инвалид-уборщица, изгой, находящийся в самом низу социальной лестницы. Единственные ее друзья – толстенькая негритянка, на которую косо смотрят расистские сволочи типа Стрикленда. И старый гомосексуалист, тайно вздыхающий за смазливым продавцом в кафе. Одним выстрелом наповал уложены темы людей с ограниченными возможностями, ожирения, сексменьшинств и расистского отношения к чернокожим. Тема неудачников, изгоев – людей высоких душевных качеств, при этом не таких как все, не достигших «американской мечты», и воспринимаемых обывателями как ненужный мусор.
Туда же идут сексистские неурядицы, настигающие Элайзу в лице все того же Стрикленда. Это тема сексуальных домогательств на работе и мужского шовинизма. Ну а сколько всего мерзкого напихано в образ злодея! Но о нем чуть позднее.
Дальше – линия влечения Элайзы к антропоморфному существу. Концепция толерантности во всей красе. Говорите, любящему неважен пол любимого человека? Все равно женщина перед тобой или мужчина? Ха! Это все вчерашний день толерантности. Отныне абсолютно несущественно человек ли предмет твоего чувства! Главное — разумное существо и этого довольно.
Лента буквально переполнена концепциями, идеями и проблемами, многие из которых вполне достойны как минимум размышления, но когда их все, как консервированные огурцы в банку, набивают в один фильм, от него за версту начинает разить расчетом на социально активных киноакадемиков. Как это Дель Торо амфибию женщиной не сделал, непонятно (тогда бы, правда, пришлось пожертвовать приятным приколом «нельзя доверять мужикам даже если они там плоские»), а то тема гомосексуалистов раскрыта, а лесбиянок нет. Непорядок!
При этом с изобразительной и музыкальной точки зрения фильм вышел весьма и весьма достойным. Да и атмосфера хороша. Начало в откровенно французском, парижском стиле. Мюзиклы по телевизору, танцы, ритмика кадра и повествования. База с ее холодными коридорами, суетящимся персоналом и военными полицейскими. Появление таинственной, загадочной, но красивой амфибии и давящего, демонического Стрикленда. Зарождение чувства. Нагнетание обстановки. Удачные цветовые решения. Операторские находки. Уместное музыкальное сопровождение и песни. Музыка сопровождает нас практически весь фильм, дополняя картинку, намекая на переживания, эмоции и внутренний мир героев. Музыка, и вода, которой буквально наполнена вся картина. Вода в виде дождя, капель на стекле, заполняющая каналы, бассейны, ванные. Вода как полноценный герой повествования.
Как кинематографическое творение «Форма» на высоте.
И актеры постарались на славу.
Салли Хокинс («Годзилла») и ее Элайза Эспозито. Одинокая женщина, живущая лишь нехитрой работой, вечерними посиделками у телевизора с соседом-геем, мечтами и музыкой. При этом, несмотря на то, что жизнь ее отнюдь не сахар, Элайза удивительно добрый и оптимистичный человек, наслаждающийся случайно услышанными песнями, шумом дождя, рисунком капель на стекле, ритмом танца и дружеским расположением таких же одиноких изгоев. Кстати, любопытно, постановщик в конце намекает на то, что Эспозито не совсем гомо сапиенс? Найдена в воде, специфические шрамы, которые не совсем шрамы? Или амфибия способна на действительно божественное вмешательство?
Октавия Спенсер («Скрытые фигуры») со своей Зельдой. Абсолютно заслуженная номинация на Оскар. Боевая тетка–матершинница, не лезущая в карман за словом, выдающая забавные перлы о мужчинах и браке, выступающая для Элайзы, подругой, матерью и старшим товарищем одновременно.
Ричард Дженкинс («Хижина в лесу», «Грязные игры», «Джек Ричер», «Штурм Белого дома», «Конг») и его Джайлс – трогательный, уставший, постаревший, растерянный, непонятый. Но главное, он, как и Зельда, готов ради своего друга Элайзы на многие вещи, разом выводящие их из зоны комфорта и прямо подвергающие жизнь опасности. А такая дружба дорогого стоит.
Каждый из второстепенных образов имеет свои минутки славы, и сцены не связанные с основным сюжетом, при этом хорошо раскрывающие персонажей.
Майкл Шеннон («Подпольная империя», «Срочная доставка», «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», «Под покровом ночи») и полковник Ричард Стрикленд. Шеннон вообще мастер изображать непоколебимых, бесстрастных мужиков с отклонениями, крепких как кремень, и двинутых как Шляпник. Стрикленд займет достойной место в этой галерее. Настоящий мужчина на все сто уверенный в своей силе. Садист, причем не сексуальный, а властный, приносящий боль другим в стремлении утвердить свое превосходство альфа-самца. Расист, свысока относящийся не только к неграм, но и ко всем, кто отличается от белых мужчин среднего возраста. При этом и у него есть свои минуты славы (кадиллак) и особенности («только молчи!»). Единственное – остро не хватает шлейфа роли. Мы отлично видим как остальные персонажи стали тем, кем они есть. О прошлом Стрикленда и причинах его «двинутости» и садизма информации у нас нет. Ничего кроме службы в армии. Остается лишь строить предположения, что все армейские офицеры – садисты и психопаты, упивающиеся властью (генерал эту догадку лишь подтверждает), так что ли?
Идейное содержание также любопытное.
Фактически нам говорят о том, что все американцы делятся на три группы. Первая — обыватели, стадо, остающееся в «Форме» почти все время за кадром. Это примитивные, ограниченные люди, заботящиеся лишь о спокойствии, внешнем благополучии и своем маленьком мирке (семья Стрикленда, муж Зельды). Вторая – изгои, фрики, одиночки, низший слой, те, кто слишком интеллигентен или добр, чтобы скатиться в криминал. Но при этом доставляет массу морально-этических неудобств первой группе. Третья — овчарки, стражи, чье единственное предназначение охранять первых от вторых. Овчаркам прощается почти все – отклонения, безумие, садизм, превышение полномочий, насилие. Лишь бы первая группа могла наслаждаться зоной комфорта и своим маленьким мирком.
Причем хорошие качества гомо сапиенс – любовь, дружба, участие, сопереживание, желание помочь — то, что и делает человека человеком, остались лишь у изгоев (амфибия и доктор Хоффстетлер относятся, как вы уже поняли, именно к этой группе.). Первая и третья группа, по большому счету утратили право называться людьми.
Второй интересный момент – эгоизм любви. Непременная, если верить классике, особенность этого чувства. Ланселот и Гвиневра, Тристан и Изольда, Ромео и Джульета. Я желаю быть с этим человеком, безраздельно владеть им, и мне все равно, что в результате моих действий он, скорее всего, отправится на тот свет. Да и я тоже.
Так мы плавно переходим еще к одному глобальному недостатку фильма. Герои картины принципиально не дружат ни с головой, ни с логикой.
Эгоизм Элайзы поражает. Я хочу простого человеческого счастья. Посему я не поеду прямиком на берег океана, а буду ждать дождей. И мне плевать, что меня ищет безумный мужик с гниющими пальцами. Ведь за это время я успею насладиться любовью, а потом хоть трава не расти. А слабо, сперва уехать «к тетке в глушь» на далекий берег, а уже затем наслаждаться? Даже Ланселот пытался сделать плохую мину при плохой игре и как-то оградить предмет своего обожания от сплетен. С Тристаном похуже — у него зелье, а у Ромео пубертатные бури в организме.
Ну а надпись на календаре это и вовсе за гранью добра и зла. Что настолько сильный склероз? Она ж вроде немая, а не тупая?
Причем повальным кретинизмом страдает не только наша героиня с ограниченными возможностями. Шпионы, заставляющие своего агента убить амфибию. Зачем??? Его и так зарезать должны, спасибо Стрикленду. Тот же Стрикленд, гениально занимающийся расследованием, вместо того чтобы проверить записи камер на входе и увидеть, что талон Элайзы прокомпостирован раньше, и барышни были на базе. Со Стриклендом вообще все печально. С какого перепугу начальник охраны, пускай полковник и любимец генерала, тиранит подопытный объект? Ты кто – начальник охраны? Вот и охраняй. Так и этого не можешь. Бесполезный ты чувак, Стрикленд. Да ученые через 5 минут бы «стукнули» генералу и вышвырнули Стрикленда из лаборатории к чертовой бабушке. Вам пятизвездочный вы наш результаты нужны? Русских в космосе обогнать? Рентген сделать? Амфибию повернем бочком, результаты дадим. Тока уберите отсюда эту гориллу, чтоб ноги его рядом с объектом не было!
Кстати, а отчего для амфибии, живущей в реке настолько важна соленая вода? В реке вода пресная, в ней соли нет, я знаю, я в школе учил.
Ну почему кинематографисты столь наплевательски относятся к логике происходящего? Может у них специальные методички в ходу? «Как наиболее зверски убить логику в сценарии? Утомили, ей богу.
Эрго. Качественное атмосферное кино, мощное с изобразительной и музыкальной точки зрения, с хорошими актерскими работами и идейным наполнением. Но вот откровенный расчет на «Оскар» и полное отрицание героями использования мозгов несколько снижает общее положительное впечатление.
Режиссер: Гильермо Дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс, Дэвид Хьюлетт, Ник Сирси, Стюарт Арнотт, Найджел Беннетт
Странно, что автор не затронул тему противостояние штатовцев и русских. И куда бы он эту тему поместил — в одну из причин получения Оскара или в недостатки фильма? Или это просто проявление полит корректности?
скорее веяние того времени — 60-е на дворе как-никак, без Холодной войны никуда.