Любовь зла – полюбишь и козу, или Женские забавы в шпионском антураже
Сотрудница британской Ми-5 Ева Поластри (Сандра О) не была довольна своей работой. Казалось бы контрразведка, служба безопасности. А на деле скука и рутина.
И даже когда в Англию приехала Кася — девушка убитого русского политика Виктора Кедрина, и Еве поручили обеспечить ее защиту, все было рутинно и скучно.
До того самого момента, когда Касю, как свидетельницу убийства Кедрина, не отправляют на тот свет вместе с охраной и медсестрой.
Причем, похоже, в деле замешана таинственная девушка-киллер (Комер), уже два года гастролирующая по всей Европе. Девушка, которую Ева видела прямо перед убийством Каси. Девушка, поиск которой отныне становится для Евы не только работой, но и делом всей жизни.
И этот интерес не остается без взаимности.
Книг и фильмов о киллерах в наше время создано немало. «Неудержимый» (http://perekat.kiev.ua/неудержимый-bullet-to-the-head-2012-рецензия-обзор/ ), «Джон Уик» (http://perekat.kiev.ua/джон-уик-john-wick-2014/ ), «3 дня на убийство» (http://perekat.kiev.ua/3-дня-на-убийство-3-days-to-kill-2014-рецензия-обзор/ ), «Телохранитель киллера» (http://perekat.kiev.ua/телохранитель-киллера-the-hitmans-bodyguard-2017/ ). Встречались среди них и женские образы. Та же «Коломбиана» (http://perekat.kiev.ua/коломбиана-рецензия-обзор/ ).
Однако их, по сравнению с мужскими, было гораздо меньше. Постановщики Killing Eve решили устранить несправедливость, сняв сериал про убийцу, где большинство ключевых персонажей женского полу.
Сериал создан на основе серии романов «Вилланель» Люка Дженнингса.
Получилось живенько, особенно в первой половине.
Поскольку «Убивая Еву» в первую очередь актерский проект, сперва поговорим о персонажах и их воплощении.
Ева Поластри (Сандра О) – сотрудник контрразведки, но аж никак не Джеймс Бонд. Впечатлительная, обаятельная, неуверенная в себе, мозговитая женщина-аналитик, откровенно скучающая на кабинетной работе. Стремящаяся к настоящему контрразведывательному делу, приключениям и шпионской атмосфере. Занявшаяся сбором информации о новой, чрезмерно активной киллерше, работающей по всей Европе. Умерено циничная, чрезмерно увлекающаяся, способная, погрузившись в работу, позабыть обо всем вокруг. Это ей еще с мужем повезло, да и тот не всегда выдерживает ее полное заныривание в дело и стремление «на работу как на праздник».
Канадка корейского происхождения Сандра О создала цельный и жизненный образ обычной барышни, при этом хорошего профессионала. Вот только профессия у нее не совсем обычная.
Ее антагонистка – киллерша Вилланелла (раньше ее звали по-другому) создана полной противоположностью Еве. Милая девушка с лучезарной улыбкой, на самом деле жесткая психопатка и социопатка, полностью лишенная каких-либо морально-этических базисов. В некоторых моментах безумная, как Мартовский заяц и Шляпник вместе взятые. Способная в один миг из обаятельной особы превратиться в безжалостного убийцу и мощного бойца. Абсолютно не социализированный субъект, для которого большинство обычных общественных условностей непонятны и странны (даже улыбки разучивала заново: бедная девочка с мороженым). Хамелеон, любящий и умеющий перевоплощаться, обладающий недюжинными актерскими способностями. Человек, частенько думающий о том, что же там: за гранью. Завороженный приходом Смерти, готовый призывать Костлявую снова и снова, наблюдая за стекленеющими глазами жертв, из которых уходит жизнь. Эдакая смесь аморальных Саги Норен, Шерлока и Декстера, не получившего в детстве правильного морального ориентира. Девица, таящая в прошлом немало тайн: как она дошла до жизни такой долгое время остается для нас одной из самых интригующих загадок проекта.
Да, периодически проект сваливается в черноюморную комедию: некоторые действия Вилланеллы и ее «братьев с сестрами» выглядят откровенным шаржем и стебом на привычные представления о киллерах. Впрочем это не сильно портит восприятие.
Британская сериальная актриса Джоди Комер хорошо справилась с образом Вилланеллы. Смены эмоционального состояния, переходы от пай-девочки к ангелу Смерти. Убийства, совершаемые не моргнув глазом, скользящее в глазах недоумение при взгляде на обычных людей. Искренняя улыбка, предвкушающая чью-то гибель от ее руки. Своеобразное препарирование людских действий и отношений. Да, девица откровенно «зажралась» после двух лет безупречной «работы», и позволяет себе иногда «трудиться» спустя рукава. Но это, пожалуй, логично, все мы люди, даже те, в ком от Людей ничего не осталось. При всем этом ей все таки необходим какой-никакой близкий человек, «с которым можно посмотреть кино». Долгое время эту роль исполнял куратор Константин. А потом она встретила Еву.
Отношения между девицами-противоположностями показаны странные и болезненные донельзя. Причем если со стороны злодейки более-менее понятно, то реакции Евы выглядят чертовски неожиданно и противоречиво. Одновременное желание посадить убийцу и болезненная тяга к этому опасному, но притягательному существу. Эдакое роковое влечение, перемежаемое желанием отомстить и отловить-таки опасного психа. Муж – лапочка, ценит и поддерживает. Чего ж тебе еще надо-то? Любовь зла, полюбишь и козлиху?
Взаимодействия этой парочки основная и одна из самых интересных линий сериала.
Как я уже сказал, мужских образов в сериале немного и притом на вторых ролях. Муж, сотрудники Ми-5, куратор Вилланеллы (Ким Бодния («Мост»). Все они лишь создают фон для драмы об отношениях женщин, талантливых в разных сферах. Для женских забав в мужском мире. Железная леди Каролин Мартенс (Шоу («Перелом»). Юная сподвижница Евы – восторженная негритяночка, мечтающая о работе с этой самой леди. Потерянная Надя. Запутавшаяся Анна. Именно они настоящие герои(ни) этого шоу.
Феминистично? А чего вы хотели, в европейском кино сейчас без этого никак. Как и без обязательных гомо и лесбийских моментов. Причем, поданы они в «Еве» походя, не акцентировано. Мол, обычное дело, чего тут париться.
Следующий приятный момент – интрига с работодателями Вилланель. Таинственная, зловещая организация «12», желающая «пошатнуть фундамент», обеспечивает своих киллеров не только отцами-кураторами, но и натуральными психоаналитиками, способными запретить выход на задание, пока не достигнута гармонизация психологического состояния убивцы. Интересно, а профсоюз у них там имеется? Сюда же примыкает тема с кротом в Ми-5.
Экшена в сериале немного, за этим к уже упоминавшемуся Бонду, а вот черноюморных моментов, как я уже сказал, хватает. Причем они, как в жизни, могут всплыть в самый неподходящий момент.
Что еще? Внушает география сериала. Почти вся старушка Европа. От Западной — с английскими мегаполисами и английской глубинкой, Франции, Австрии и Германии, до Восточной типа Болгарии. Хотя как на меня, натурных красот можно было бы и побольше.
А вот русская часть (а это треть проекта) гораздо слабее европейской. Но это впрочем, беда подавляющего большинства западных шпионских сериалов. Причем дело даже не в лубочной тюрьме, безумной организации пенитенциарного процесса и перевозки заключенных (хотя это тоже жутко сбивает настрой), а в довольно слабо реализованной разгадке прошлого нашей киллерши.
Разве что парочка твистов несколько примиряет с клюквеностью последней трети сериала. «Стратили» ребята, что уж поделать. Не дотянули.
Эрго. Любопытный феминистически-психологически-шпионский проект, сильный женскими линиями и отношениями протагонистки с антагонисткой. Жаль, последнюю «российскую» треть похоронили и заклюквили, а вот первые две сделаны хорошо. И финал сезона вышел интригующим.
Режиссер: Джон Ист, Дэймон Томас, Гарри Брэдбир
В ролях: Сандра О, Джоди Комер, Ким Бодния, Дэвид Хэйг, Фиона Шоу, Оуэн МакДоннел, Кирби Хауэлл-Баптисте, Шон Делани, Даррен Бойд, Хелена Холмс, Дэвид Агранов
P. S. Сериал изначально «заточен» минимум под два сезона, посему в конце первого вас ждет лишь промежуточный финал. Впрочем, второй сезон долго ждать не придется – скорее всего, весной этого года Ева с Виланель вернутся.