Птичий короб: Барселона (Bird Box: Barcelona), 2023 — рецензия (обзор)

Еще раз о вреде фанатизма, или Убийственная красота/Новая инквизиция

Девять месяцев назад  цивилизации пришел каюк. Таинственные сущности, один взгляд на которые вызывает неодолимую тягу к суициду, заполонили Землю. Людей практически не осталось, немногочисленные выжившие хоронятся в домах за закрытыми  окнами.

Но Сущности не единственная проблема уцелевших. Не меньше бед доставляют Зрячие – свихнувшиеся люди, увидевшие Сущностей, но не спешащие свести счеты с жизнью, а пораженные их красотой. Силой заставляющие обычных гомо сапиенсов взглянуть на предмет своего восхищения. С предсказуемым итогом.

Испания. Барселона. Импозантный мужчина Себастьян с дочерью встречаются с группой выживших. Тут он получает информацию о некоем безопасном месте, находящемся на другом конце города. Путь к которому преграждает шайка Зрячих во главе с фанатичным падре Эстебаном.

Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?

 

2018 год стал знаковым для фанатов оригинальных хорроров. Завораживающее «Тихое место» и «Птичий короб», поведавший историю о суицидообразующих Сущностях. «Короб» изрядно уступал «Месту» в саспенсе, но брал висты моральными этюдами и не самой затертой идеей.

Чего оказалось достаточно для сиквела (скорее вбоквела). Barcelona, что нечасто случается с продолжениями, не уступает, а, пожалуй, даже переплевывает оригинал. 

Главное достоинство «сиквела-вбоквела» — взгляд с другой стороны. Барселона решила сконцентрировать большую часть внимания не на очередных скрывающихся по норам, а на их втором по значимости противнике.

Тех самых свихнувшихся товарищах, которые при взгляде на Сущность не режут себе глотку, а искренне восхищаются открывшейся картиной. И бог бы с ним, с восхищением, если бы Зрячие тихонько залипали на убийственных тварей. Нет. Эти парни решают донести до уцелевших сограждан всю смертоносную красоту увиденного. То, что жертвы их решения тут же покидают сей бренный мир, парней не смущает.

Причем, как выясняется, не просто не смущает. Они убеждены, что «спасают их души, освобождая заблудших овечек». Демонстрируя нам слепую веру и религиозный фанатизм наивысшей пробы.

Будем честными, в истории человечества хватало случаев, когда фанатики веры «спасали души» инакомыслящих без влияния всяких Сущностей. Под воздействием традиции, воспитания, узости мышления, талантливых проповедников. Логично, кому как не собратьям Сервантеса поднимать такую тему, ведь именно испанская инквизиция осталась в людской памяти как наиболее безжалостная структура, преследующая «не таких, как все».

Постановщики покажут, как появляются Зрячие и чем они мотивируются. Как горе, боль, чувство вины и потери становятся галлюциногеном, отныне формирующим твою картину мира. Как не вынесший утраты мозг подменяет понятия, искажает реальность, забывает о морали и этике, создает невозможные картинки. Как человек, всю жизнь связанный с мистикой, жаждущий чуда, с готовностью бросается в объятья неведомой хрени. Как жажда избранности, непонимание пути священника застилает взор, заставляя творить жуткие вещи. Искренне убеждая себя в  правильности своих действий.

Еще одной приятной стороной «Барселоны» стала попытка разобраться в ТТХ Сущностей, крайне сумбурно обозначенных в ленте 2018-го. Наиболее любопытно выглядит теория квантового наблюдателя, дающая ответы на некоторые вопросы, и тут же ставящая ряд других.

Если перед нами квантовые сущности, проявляющие себя при появлении на улице наблюдателя в лице человека, понятно, отчего их так резво притягивает к людям. Непонятно, почему преградой для них служат стены и занавешенные окна. Если они способны летать, что подразумевает их появление за открывшимся окном на верхнем этаже высотки, то отчего безопасным считается место, расположенное на своеобразном острове? Если они опираются на людские страхи, боль и скорбь, на явление человека-наблюдателя, как могут страдать представители фауны, типа собак и особенно мышей? Будем честными, вопросов все равно больше чем ответов, но за старание испанцам спасибо.

Теперь появление невидимых Сущностей обозначается не просто танцем листьев, а поднятием в воздух различного мусора. Иногда. А иногда ничем не обозначается. Порой на их появление требуется с полминуты-минута, порой они будто ждут, когда герой откроет шторы, воздействуя на него практически мгновенно.

Эта неопределенность изрядно раздражает.

Да, еще они оказываются чертовски говорливыми ребятами. Ведь нам демонстрируют, что именно слышат в голове герои при встрече с Сущностями. Спорная теория – вы уверены, что звучащий в вашей голове голос умершего человека, пускай даже очень близкого, по которому скорбите/или в чьей гибели вы себя вините, заставит вас активно искать смерти?

Попробовали постановщики также чуток подправить ситуацию с саспенсом, ведь в оригинале с напряженными ситуациями были откровенные проблемы. В наличии несколько вполне прилично поставленных сцен, заставляющих всерьез переживать за героев. Не идеал, но хороший шаг вперед.

Отдельное спасибо за барселонские постапокалиптические пейзажи. Их создатели ленты не пожалели. Красивый город, показанный в режиме «мечты туриста»: почти без людей.

И за «вот это поворот», причем практически в начале картины.

Из героев стоит выделить Себастьяна (Касас («Невидимый гость/Несчастный случай», «Харлан Кобен. Невиновен»). Мятущийся отец, человек, претерпевший жуткие утраты, причем одна из них случилась во многом по его вине. Всеми силами стремящийся к воссоединению с близкими. Обретший и теряющий веру.

Именно с ним связаны немногочисленные флеш-беки начала гибели цивилизации. Их можно бы и поболе.

Клэр (Кэмпбелл («Электрические сны Филипа К. Дика», «Тёмные начала», «Варвар»). Некогда психиатр, сейчас взваливший на плечи заботу о девчонке-найденыше.

Падре Эстебан (Сбаралья («Красные огни»). Тот самый священник, жаждущий избранности. Полностью утративший нравственные ориентиры. Точнее кардинально изменивший их для себя и последователей. Типаж дремлющего фанатика, разбуженного кризисной ситуацией. Еще раз подтверждающий поговорку о чертях  и омуте.

Детишки проходят по категории мотивирующих факторов. Особой игры от девчонок не ждите.

С развязкой ситуация двойственная. С одной стороны, постановщики думают, что даже самых рьяных и убежденных фанатиков все же можно вернуть к человечности.

С другой – военная диктатура аж никак не располагает к оптимизму. С таким управлением судьба уцелевшего человечества неприглядна. Оригинальная лента в этом отношении была на порядок светлее и несла изрядный заряд бодрости.

Эрго. Вменяемый сиквел любопытного хоррора, кое в чем даже опережающий своего прародителя.

Режиссер: Давид Пастор, Алекс Пастор  (сценаристы во «Вне/себя»)

В ролях: Марио Касас, Джорджина Кэмпбелл, Диего Кальва, Мишель Хеннер, Патрик Криаду, Леонардо Сбаралья, Лола Дуэньяс, Гонсало Де Кастро, Алехандра Ховард, Селия Фрейхейро

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.