Среди всего многообразия памятников в Киеве есть не самый известный, но напоминающий нам об одной из трагичнейших страниц истории Города.
Памятник жертвам Бабьего Яра на углу улиц Кирилловской и Петропавловской. Он же памятник Толе Кузнецову.
Маленький мальчик в большой кепке, чуть великоватом пальто, с напряженным вниманием читает объявление на стене дома.
Это не афиша театральной постановки или футбольного матча. Не напоминание о празднике или субботнике.
Это нацистское распоряжение от осени 1941: «всем жидам города Киева и окрестностей приказано собраться 29 сентября 1941 года на угол Мельниковой и Доктеревской около кладбища».
В районе Бабьего Яра.
Всего по городу было расклеено около 2 тысяч таких объявлений. За неисполнение приказа полагался расстрел. Тогда еще мало кто догадывался, что исполнение вело к смерти гораздо быстрее.
29-го и 30-го сентября зондеркоманды, полицаи и немцы убили в Бабьем Яру больше 33 тысяч человек. И это было только начало. По разным источникам Яр стал могилой от 70 до 200 тысяч людей.
Всего этого мальчик на Кирилловской еще не знает.
Бронзовая фигура ребенка изображает реального человека – Анатолия Кузнецова. Очевидца событий и автора романа «Бабий Яр» — книги сложной судьбы, изданной в полном виде на наших палестинах уже после развала Союза. При жизни Кузнецова «Яр» печатался с огромными купюрами. Ведь писатель в своей работе раздал «по серьгам» всем сестрам, включая лучшего друга физкультурников и советскую систему в целом.
Памятник появился на свет 29 сентября 2009 года в годовщину начала расстрелов. Угол Кирилловской и Петропавловской для него выбран не просто так. Именно тут находилась школа, где преподавала мать Толика – Мария Федоровна.
Автор проекта — скульптор Владимир Журавель, создавший эту композицию как дипломную работу при окончании Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (на счету Владимира также нестандартная работа в память Основателей Киева на Почтовой площади , памятники Илье Муромцу и Игорю Сикорскому ).
Минимум патетики. Масса печали и скорби о погибших.
Но в первую очередь желания, чтобы такое никогда и нигде не повторилось. А война, фанатизм, ненависть оставались там, где им самое место – в исторических хрониках.
Здравствуйте, Юрий! Читая статью и глядя на этого мальчика — памятник, мне горько и стыдно сознаться, что война в 21-ом веке пришла на украинскую землю из моей страны. » Я не знаю зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожавшей рукой…» Вы наверняка знаете весь текст этой песни Вертинского —
я поместила его на своей странице в ВК, и ещё фильм » Покаяние» , но когда наступит время покаяния для всех тех, кто привёл наши с вами народы к состоянию войны, одному Богу известно. Простите. Храни Вас бог.
С уважением, Нина Леонардовна.
Даст Бог прорвемся))