Оно (It), 2017 — рецензия (обзор)

Танцующий ужас, или Невеселая клоунада/Нам не страшен серый волк!

1988 год. В небольшом городке Дерри пропадают люди. Взрослые, но чаще всего дети. Постигла та же участь и маленького Джорджи, брата Билла Денбро (Либерер) – лидера компании лузеров под названием Клуб неудачников. Компании ребят, каждый из которой, и циник Ричи (Вулфард), и хороший еврейский мальчик Стен (Олефф) и болезненный Эдди (Грейзер) вскоре столкнулись с тем, что забрало Джорджи лицом к лицу.

Столкнулись и поняли – выбор у них небольшой. Либо забиться в норы в тщетной надежде переждать смертельную угрозу. Либо попробовать сразиться со своими самыми ужасными страхами.

 

До того, как по полной программе и вплотную заняться любимыми психологическими изысками («Под куполом» ( http://perekat.kiev.ua/под-куполом-кинг-с/ ), а также ностальгическими объяснениями в любви к своей стране («11/22/63» (http://perekat.kiev.ua/стивен-кинг-112263-м-астрель-2013-г/ ), дядька Кинг работал в жанре хоррор. Да-да, по-простому говоря — ужастика. Конечно, уже тогда была видна самозабвенная увлеченность Стивена «учением о душе», но все же обертку к этому увлечению Кинг подбирал весьма пугающую. It, написанное в далеком 1986 году, считается одним из лучших кинговских ужастиков, и уже появлялось на экранах 1990 года в формате мини-сериала.

Однако с той поры по коллекторам утекло много грязной воды, и видать пришло время повторить встречу зрителей с добряком Пеннивайзом.  Причем в картину вошла только одна часть книги – где рассказывается о детских годах членов Клуба неудачников, вдобавок действие перенесли из 1958 в 1988.

Новая встреча вышла достойной. В первую очередь хочется сказать об отлично проработанных детских образах. Каждый из ребят получился оригинальным, узнаваемым, со своими психологическими особенностями, внутренними фишками и манерой поведения. То, чего так порой не хватает безликим взрослым лицедеям, частенько играющих не персонажи, а амплуа, причем на автомате, не приходя в сознание.

Билл (Джейден Либерер) — дело даже не в том, что он заикается, хотя это шикарный маяк для зрителя. Дело в его чувстве вины. Чувстве, способном выжрать человека дотла – взрослого сформировавшегося человека. Что уже говорить о молодом пацане. Это чувство формирует его действия, порой помогает, а порой толкает на безумные, смертельно опасные поступки.

Ричи (Финн Вулфард («Очень странные дела»)  — матерщинник и крамольник, эдакий поручик (точнее еще юный корнет) Ржевский. Хамовитый юноша, пошляк, циник и позер. При этом отнюдь не подлец и почти лишен гнили. Впрочем, это можно сказать обо всех членах Клуба.

Эдди (Джек Грейзер) – цыпленок под крылышком матери-квочки. Самый худенький и болезненный, маниакально сконцентрированный на гигиене и чистоте. Кстати, теория о том, что астма чисто психосоматическое заболевание бытует уже давно.

Стен (Уайатт Олефф) – хороший еврейский мальчик, почему то без скрипочки. Сын раввина, не нашедший себя среди своих (пока?) и общающийся с гоями.

Бен (Джереми Рэй Тейлор) – толстяк и ботан, умница, любящий читать, умеющий думать и сопоставлять. Если Билли душа и сердце клуба – Бен становится его мозгом.

Майк (Чоузен Джейкобс) – он прописан меньше всех, но и о нем у нас хватает информации. Трагическая гибель семьи, слабая расположенность к семейному мясному бизнесу. И цвет кожи. Единственный черный в ленте, если я не ошибаюсь.

И, конечно же, Беверли (София Лиллис) – предмет романтических, и не очень, мечтаний всего Клуба. Заводная девчонка, без проблем совмещающая мальчишеские забавы с отличным внешним видом и использованием женских чар.

У каждого из них свой бой. И сперва совсем не с Пеннивайзом. Их изначальное сражение с провинциальным обществом и социумом. С тупыми хулиганами, преследующими тех, кто отличается от стандарта. С равнодушием и безразличием взрослых, абсолютно не обращающих внимания на то, что происходит с их собственными и чужими детьми, да впрочем и друг с другом (кстати, заметили, что в картине почти нет важных взрослых героев? Мать Эдди, отцы Беверли и Генри, и, пожалуй, все. Остальные мельком, почти на границе кадра). И уже затем со своими страхами.

А уж страхов и героям, и зрителям, создатели картины (и дядька Кинг) обеспечили с лихвой. Фильм получился крайне антуражным, буквально с первого до последнего кадра (а если точнее финальных титров), нагнетающим обстановку непрекращающегося кошмара. Причем у героев классическая ситуация – попервой абсолютно непонятно – что реально, а что лишь продукт их воспаленного сознания. А это, знаете ли очень важный момент — доказано вторым сезоном тех же «Загадочных событий».

Постановщики не обошлись, конечно, без обычных «пугательных» моментов, типа «бу! из-за угла» и прочих скримеров, но их тут на удивление вменяемое количество. В основном, обстановка накаляется по-другому. Объявления о пропавших людях. Проплывающий шарик, скрипнувшая половица, открывшаяся или закрывшаяся дверь, зажегшийся сам собой свет.

И, конечно, милый танцующий клоун. Образ у Билла Скарсгарда («Взрывная блондинка»), брата более известного и фактурного, но, похоже менее талантливого Александра («Морской бой»), «Тарзан. Легенда»), получился знатным. Зловещая, местами абсолютно невозможная для живого существа пластика (понятно, что компьютерную графику никто не отменял, но актер и сам по слухам активно занимался с профессиональным акробатом). Гуттаперчевая мимика, мгновенно меняющиеся выражения лица, безумный, жутковатый взгляд, всепоглощающие ненависть и голод. Да, может показаться, что Пенни никто не учил «не играть с едой», и он дает детишкам слишком много лишних шансов на спасение. С другой стороны этим он только подстегивал их страхи — его любимое блюдо – так что, похоже, логика персонажа не нарушена. Также не совсем понятны его ТТХ, насколько вообще ему критичны физические повреждения, например? Или они непременно должны быть объединены с осознанной ненавистью и отсутствием страха? Впрочем, «парни нас ждет вторая серия», возможно, эта тема будет полнее раскрыта там.

Фильм, как впрочем, и книга Стивена, не только о страхе и его губительной природе. Не только о том, что со своими кошмарами можно и нужно бороться, побеждать, и ни в коем случае не поддаваться. Это лишь первый, самый явный пласт.

Фильм о социальных отношениях в разных вариациях (о б этом аспекте я уже говорил), и о плодотворной командной работе (тот самый случай «когда гуртом и батьку легше бити»). О вреде попыток залезть под лавку и там отсидеться. О настоящей крепкой дружбе и взаимовыручке. О детских психотравмах и их воздействии на взрослую психику (это опять же нас ждет во второй части). О зарождении чувств и возможности дружбы между представителями мужской и женской половины человечества, то во что почти никто не верит в нашем сексуально озабоченном обществе. Впрочем, фильм, поставленный по книге одного из лучших мировых экстремальных психологов, и не может быть иным. Если его совсем не испортить. Андресу Мускетти удалось даже больше.  

Эрго. Мощная, атмосферная экранизация одного из лучших хорроров одного из лучших хорромейстеров, поставленная с уважением и использованием богатства киноязыка. Также невозможно не отметить отлично проработанных ребят и девчат из Клуба неудачников, и от души воплощенного Биллом Скарсгардом главного злодея. Не зря ему потом кошмары снились.

Режиссер: Андрес Мускетти

В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Хэмилтон, Джейк Сим, Логан Томпсон, Оуэн Тиг, Джексон Роберт Скотт, Стивен Богерт, Стюарт Хьюз

Обзор второй части «Оно» тут http://perekat.kiev.ua/оно-2-it-chapter-two-2019/

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.