Кузнец с великолепной энергетикой. 75-летний юбилей празднует Алексей Васильевич Петренко

PetrenkoОн начинал как театральный артист и изрядно поколесил по храмам Мельпомены многих городов Союза. Масса режиссеров мечтали, чтобы он сыграл в их работах. В его кино и телеактиве без малого сотня персонажей, практически каждый из которых западал в душу, а лучшие оставались с тобой навсегда. Он побывал разнообразными генералами, князем, аббатом, Распутиным, Петром Первым, Сталиным (трижды, не считая двойника). Любит петь, и учит церковнославянский язык. Обожает русские сказки, и полагает «что лучше немного и толково, нежели всеядно». Отказавшись от многих ролей, считает себя счастливым человеком.

Алексей Петренко появился на свет 26 марта 1938 в украинском селе Чемер на Черниговщине. Впрочем, записать в сельсовете новорожденного удалось только 1 апреля. Так что Алексей имеет полное право праздновать именины дважды. Стать актером парень запланировал еще в детстве, но с воплощением мечты пришлось подождать. Два неудачных поступления в Киевский театральный институт, работа кузнецом, слесарем, матросом, и наконец, учеба. Только уже в Харьковском театральном.

После окончания обучения в 1961, Алексей становится артистом театра, сперва в Запорожье, затем в Жданове, лишь через три года перебираясь в ленинградский Театр имени Ленсовета. Скажу сразу, это далеко не последний храм искусства, в котором будет работать наш герой.

Дебют в кинематографе состоялся в 1967 в «Дне солнца и дождя», семейной картине о дружбе и взрослении. Всерьез на большом экране Алексей засветился в «Агонии» Климова (1974). Судьба этой картины оказалась, мягко говоря, не простой. Фильм начали снимать еще в 1966 году, за это время сменился режиссер, несколько сценариев и актеров на главную роль. Законченная работа пролежала на полке 10 лет, появившись в нашем покате лишь в 1985 (за рубежом ее увидели в 1981). Петренко режиссер открыл во время спектакля «Преступление и наказание», где Алексей играл Свидригайлова. Увидев молодого артиста, постановщик понял, что его мучения в выборе актера на роль Распутина закончились. И Климов не прогадал. Петренко создал незабываемый образ, раскрыв в «Порочном старце» весь потенциал и актерский талант, сыграв за пределом своих возможностей. К сожалению, такой выброс энергии не прошел даром и для здоровья артиста. Первый инфаркт. В 36 лет.

C середины 70-х, представить наше кино без Алексея Васильевича не получается. Не все роли главные, но каждая отмечена высочайшим знаком качества.

Разве можно забыть его летчика из великолепного «Двадцать дней без войны» (1976) Алексея Германа, по повести Константина Симонова. Фильме о войне, но без войны, с главной ролью Юрия Никулина. Пышущего харизмой Петра I из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил» Митты, картины знаковой для Владимира Высоцкого, и искренне любимой подростками всего Союза. Директора школы и настоящего педагога, в драме о переходном возрасте «Ключ без права передачи» (приз Всесоюзного кинофестиваля за актерскую работу). Тихого алкоголика Славку Кулигина из «Беды» (1977). Надворного советника Подколесина из гоголевской «Женитьбы». Судью Ставрасова из «Грачей» (1982), криминальной картины по реальным событиям. Дельца Кнурова из уже классического «Жестокого романса» (1984) Рязанова с великолепной ролью тогда еще не сильно зазвездившегося Никиты Михалкова (лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран»). Американского журналиста Пола Дика в десятисерийном «ТАСС уполномочен заявить…», приключенческо-шпионском сериале с шикарным подбором актеров. Лесника Меллера из памятного и тревожно-пейзажного «Дня гнева» (1985). Событие, однако! Фактически один из первых советских фильмов, снятый на стыке фантастики и «ужастика». Потрясающего аббата Фариа из «Узника замка Иф» (1988) Юнгвальда-Хилькевича, временами спорной, но все равно такой близкой экранизации Дюма, с отличным кастом и хорошей музыкой. Иосифа Виссарионовича в «Пирах Валтасара, или ночи со Сталиным». Фроима Грача из фантазий по мотивам Бабеля «Искусства жить в Одессе» все того же Юнгвальда-Хилькевича. Двойника Сталина, в слабенькой во всем остальном комедии «Кооператив Политбюро, или Будет долгим прощание» (1992). Карла I в уставших и постаревших «Мушкетёрах двадцать лет спустя». Главаря банды в комедийно-приключенческом «Налете» (1993). Генерала Радлова из местами лубочного, рассчитанного на забугорного зрителя, но пронзительно-трогательного «Сибирского цирюльника» (1998). Он приносит приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге. И… второй инфаркт. Писателя Юрия Казакова в неоднозначной биографической драме «Послушай, не идет ли дождь» (1999), об этом «наследнике бунинской манеры письма», снимавшейся около 4 лет (Приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Выборге).

В 21 веке Алексей Васильевич порадовал зрителя небольшой ролью гетмана Богдана Хмельницкого в сериале «Черная Рада» (2000). Генерал-лейтенанта Егорова в одном из лучших военных фильмов нового века «В августе 44-го» (2001). Коллекционера из одноименной эпатажной картины (2001). Генерала Иволгина в минисериале «Идиот» (2003) по роману Достоевского. Кащея из «Легенды о Кащее, или В поисках тридесятого царства» (2004), оригинальном взгляде на славянскую нечисть. И снова Сталина в биографическом фильме «Смерть Таирова», о последних годах режиссера А.Я.Таирова. Фаддея Казимировича в одинадцатисерийном «Докторе Живаго» (2005). 5-го присяжного в михалковских «12» (2007). Неоднозначной картине, снятой в чересчур басенном, «американизированном» стиле, зато с отличными актерскими работами. Капитана Дюка в вольной экранизации Александра Грина «Бегущая по волнам» (2007). Академика Ганчука в четырехсерийном «Доме на набережной» (2007). Дедушки Семёна Михайловича из семейной драмы «Похороните меня за плинтусом» (2008). Возвращением к образу Вождя Народов в третий раз, в сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» (2009). Еще одной работой с Михалковым в «Утомленных солнцем 2: Предстояние» (2010). Григория Земляникина в новогоднем киноальманахе «Ёлки 2» (2011).

Крайней на сегодня работой Алексея Васильевича, стал сериал «Петрович» (2012), о бывшем сотруднике прокуратуры Стрельцове Трофиме Петровиче, открывшем у себя дома адвокатскую контору.

За кадром у нас осталась долгая театральная карьера (собственно и давшая путевку в кино), увлечение пением, русскими сказками, варкой собственного кваса. Многогранная натура.

Иногда говорят, что Петренко достаточно просто присутствовать в кадре или на сцене, чтобы приковать к себе зрительское внимание. Это признак Человека Кино. Таких немного. А если это качество соединяется с актерским талантом, гигантской энергией (его называют вулканом, способным зажечь и осветить все вокруг), мощной харизмой и завидной работоспособностью, мы получаем кинематографическую эпоху. Такую, какой является Алексей Васильевич Петренко.

 

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Кузнец с великолепной энергетикой. 75-летний юбилей празднует Алексей Васильевич Петренко

  1. нина говорит:

    Грустно. Уходят в мир иной хорошие люди, замечательные актёры…

  2. нина говорит:

    Интересный полноценный рассказ о прекрасном актёре напомнил о некоторых позабытых его работах или о вовсе неувиденных в своё время. Спасибо, Imra!

Добавить комментарий для нина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.