Распознавание образов, Гибсон У.

Уильям Гибсон «Распознавание образов». — М.: АСТ, Ермак, 2005 (Первый роман «Трилогии Синего муравья»)

Брендовая история одной жизни, или В поиске гения

Кейс Поллард зарабатывала себе на жизнь весьма необычным способом. Она интуитивно оценивала работу дизайнеров логотипов, и могла четко сказать, клюнет покупатель на товар под этим брендом, или будет обходить его десятой дорогой.

Вот и в Лондон Кейс попала по работе. Разовый контракт для нового рекламного агентства «Синий муравей». Однако все оказалось не так просто. Ведь Хьюберт Бигенд, владелец агентства, сделал Поллард предложение, от которого было практически невозможно отказаться. Попробовать найти автора «фрагментов» — видеофайлов, давненько будоражащих весь интернет. Кейс с огромным интересом следит за фрагментами и является поклонником неведомого режиссера.

Вот только не приведет ли эта охота к роковым последствиям?

 

Уильяму Форду Гибсону уже давно тесно в рамках киберпанка, да и фантастики вообще. Вот и Трилогию Синего муравья не отнесешь к этому жанру. Это на 90 процентов детектив, смешанный с социально-политическим триллером, разбавленный редкими фантастическими «примочками» фактически не влияющими на сюжет (и то появляющимися лишь со второго тома).

В «Распознавании образов» Гибсон рисует картину нашей (а точнее зарубежной) современной жизни. Понятное дело, в связи с профессией главной героини, картина эта будет с уклоном в «брендинг». Рекламщики, дизайнеры, маркетологи, мир моды, логотипов, продвижения брендов окутывает протагонистов подобно паутине Шелоб.

И потому, наверное, так пылко и беззаветно многие из героев погружаются в игру с фрагментами. То ли кусочками готовой киноленты, разрезанной на части и периодически всплывающей в сети. То ли эпизодами из еще не сделанной работы. Поклонников неизвестного режиссера в сети многие миллионы. Среди них и Кейс Поллард.

А вот Хьюберт Бигенд – нет. Он не наслаждается тайной, пытаясь создать из фрагментов целое. Он хочет лишь найти автора и использовать его таланты на благо своего «Синего муравья». Понятное желание, сразу же расставляющее акценты и все необходимые точки. Бигенд – это большая белая акула в рекламном бизнесе. Человек, не задумывающийся о морали, напористый, харизматичный, убедительный. Гениальный продюсер, подбирающий гениальных сотрудников и возносящий маркетинг на новую высоту.

Кейси, наоборот, больше фигура сама в себе. Ведь благодаря ее «аллергии», позволяющей зарабатывать на хлеб, она еще и чувствует себя физически некомфортно в городах, переполненных рекламой и брендами. То бишь практически во всех крупных городах Америки и Европы (Япония, как выяснилось, имеет свою специфику). Никуда она от них понятное дело не денется, но вот маршрут барышне всякий раз приходится выбирать крайне осторожно.   

Книга написана на хорошем литературном и стилистическом уровне, совмещает черты детектива, триллера, психологического исследования, производственного романа из жизни маркетологов, но при этом напрочь лишена фантастики (в остальных книгах трилогии будут хотя бы намеки на этот жанр).

Автору не интересно будущее – он хочет побеседовать с нами о настоящем. О синдроме 11 сентября. Об окружающем мире, людях и их особенностях, психологии действия, вопросах карьеры, стоимости достижения цели, моде и ее нюансах. Об ожидании чуда, обмане во благо, самореализации и зарождении чувств. О силе творчества, работе режиссера и истинном таланте. Поиграть в детективное расследование и не забыть отметиться на поле триллера.

Рассказать историю жизни одного человека. Женщины – талантливой, неглупой, привлекательной. Одинокой, потерянной, ищущей гармонии. Женщины через себя пропускающей «эпидемию моды», безумие рекламы и брендинга.

Картина происходящего разворачивается неторопливо, в подробностях, с постоянно упоминаемыми особенностями западной культуры и жизни. Масса сносок и комментариев от переводчика. Но, как не удивительно, внимание читателя автор держит на высочайшем уровне, то повышая градус интриги, то давая нам расслабиться перед новым всплеском.

А уж когда в финале героиню заносит в Россию, становится и вовсе интересно. Понятно, что к далекой северной стране Гибсон относится без особой приязни, зато с изрядной долей лубка и клюквы. Хотя «Распознавание образов» с этой точки зрения далеко не худший вариант.

Плюс мы приближаемся к разгадке, а вокруг как почуявшие кровь хищники, начинают виться разнообразные претенденты на нашего неведомого гения. Что логично – гении они на дороге не валяются.

Эрго. Хорошо написанная и талантливо поданная история человека, завернутая в этикетку детективного триллера. Фантастики тут не ищите, но иногда ведь можно обойтись и без нее?

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Распознавание образов, Гибсон У.

  1. ребе Шнеерсон! говорит:

    Очень интересная история!

Добавить комментарий для ребе Шнеерсон! Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.