О вреде самообмана, или Не забывайте о снотворном!
Аляска. Для расследования жестокого убийства юной девушки, из Лос-Анджелеса прибывает знаменитый детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) с напарником Хэпом Экхартом (Донован). Дормер не зря ест свой хлеб и вскоре у него появляется подозреваемый.
Однако роковая случайность, цепь грехов прошлого, к которым пристально присматривается служба внутреннего расследования, и навалившаяся бессоница не позволяют Уиллу действовать по протоколу.
Теперь Дормеру нужно найти возможность наказать злодея, не разрушив при этом все, чему он посвятил свою жизнь.
Кристофер Нолан («Престиж», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк», «Довод«) предпочитает сам писать сценарии к своим картинам. Однако имеется в его фильмографии исключение – наш сегодняшний герой — ремейк норвежского фильма Эрика Шёлдбьерга, снятого в 1997 году.
Лента, у которой есть две стержневые линии.
Первая – вечный вопрос о вине и доказательствах оной в контексте полицейского расследования. Преступлении и наказании. Что важнее – безукоризненные улики, способные поразить присяжных, или внутренняя убежденность сыскаря в виновности подозреваемого? Оправдывает ли цель – наказание злодея, средства – фальсификацию улик? И сможет ли с этим дальше жить коп, считающий такую фальсификацию не самым правильным с этической точки зрения делом? Плюс постановщики придерживаются теории о том, что все тайное становится явным, и рано или поздно все незаконные действия аукнутся тому, кто пошел против совести и буквы закона. Есть правда, нюанс. Одно дело, когда у полиции масса косвенных улик, недостаточных для суда, но полностью убеждающих самих копов. Другое – когда детектив, поймавший своеобразную «звездочку», судит о виновности подозреваемого по своим ощущениям: «посмотрел и увидел, что он виновен». Ты ж не Господь бог, а обычный человек, и тоже можешь ошибиться.
Вторая линия – исследование психики мужчин среднего возраста. Дано – одинокий мужик, вступивший в пору «бес в ребро». И юная фемина, воспринимающая его как жилетку, в которую можно поплакаться и источник дорогих подарков. Казалось бы – цели мужика видны всей Аляске. Чем 17-летняя пигалица может привлечь зрелого мужчину? Естественно – молодостью, и все что такому мужику он нее нужно – секс, дающий иллюзию ощущения, что ты еще ого-го! И способен привлечь юную самку. Но при этом мужик считает себя достаточно высокоморальным существом, и секс с малолеткой для него табу. Включается механизм самообмана, приводящий порой к самым паршивым результатам. Вместо того, чтобы честно и откровенно признаться себе в своих желаниях. Вскрыть их перед потенциальной партнершей, предложив ей сбежать из этой дыры. На крайняк к психиатру пойти! И все бы были живы и даже здоровы.
Темы, безусловно, интересные, но аж никак не новые.
Однако у Insomnia есть мощный козырь в виде измененного сознания протагониста. Бессонница крайне негативно влияет на людское сознание – затормаживая реакцию, не позволяя трезво мыслить. Если бы не отсутствие сна – протагонист не допустил бы такое огромное количество ошибок. Не стал бы играться с пулями – оставив все как есть. Понял бы, что в смерти на берегу виновен не он. Да и стрелять в тумане не факт что стал бы. Бессонница здесь однозначный сюжетообразующий фактор. Не будь бессонницы – не было бы и фильма.
Одновременно она дает возможность постановщикам поиграться с резкостью, восприятием мира, переключениями планов, вкраплениями озарений, приходящих к герою.
Лента вышла тягучей как сироп, погружающей в состояние нереальности происходящего, наваливающейся пелены. Вязнущей в бесконечном дне и облаках тумана. Активным действие фильм взрывается буквально три раза за два часа. Это не детектив – личность злодея всплывает достаточно быстро. А классический психологический атмосферный триллер.
Остроты в блюдо добавляют виды Аляски: бескрайние ледяные поля, сменяющиеся зеленым морем. Пустынные улицы городка. Сплавляемые по реке бревна. Безмолвие и красота природы. Цивилизация? Это где-то там, далеко, в прошлой жизни.
Актеры каши не испортили.
Аль Пачино («Ирландец», «Однажды в… Голливуде») с его уставшим Дормером. Человеком, пребывающим под давлением расследования внутренней службы. Переосмысливающим свои предыдущие действия. Начинающим сомневаться в том, что ранее не вызывало ни малейших сомнений. Тем, кто может не просто потерять репутацию или свободу. А стать причиной выхода на свободу детоубийцы. Уилл с каждым днем все больше погружается в болото бессонницы. Спадает с лица. Тормозит. Ошибается. Качественно демонстрирует состояние человека, не спавшего несколько суток. Вот только что ж он о снотворном то напрочь позабыл?
Робин Уильямс со своим психопатом тоже хорош. Приличный мужчина, убедивший себя в том, что «это была случайность», и он «находился в очень уязвимом состоянии». Тихий, спокойный, обстоятельный. Скользкий, холодный, подлый. Человек, свихнувшийся в результате самообмана и этических коллизий.
Неплох также образ Элли Бур (Суэнк («Дитя робота», «Охота»). Эдакий молодой щенок служебной собаки, искренне преклоняющейся перед кумиром, но обнаружившей, что и на солнце есть пятна. Хороший, наблюдательный профи. Отличный коп растет.
Эрго. Депрессивный психологический триллер о самообмане, извратах психики, с живописной аляскинской природой и туманом измененного сознания протагониста.
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суэнк, Мартин Донован (II), Оливер ’Оли’ Земен, Пол Дули, Никки Кэтт, Ларри Холден, Джей Бразо, Лорни Кардинал, Джеймс Хатсон, Эндрю Кэмпбелл, Паула Шоу, Кристал Лоу, Таша Симс, Мора Тирни, Джонатан Джексон, Малкольм Боддингтон, Кэтрин Изабель, Керри Сандомирски, Крис Готье, Иэн Трейси, Кейт Роббинс, Эмили Перкинс, Дин Рэй