Первопроходцы воображения, или Оккультная Америка
Дэн Тернер считался одним из лучших специалистов Америки по восстановлению старых видеозаписей. Неудивительно, что меценат и богатей Верджил Давенпорт, желающий привести в порядок коллекцию видеокассет, обратился именно к нему.
На кассетах не утраченные шедевры кинематографа и не дорогие сердцу магната детские воспоминания. А записи, сделанные женщиной-аспиранткой, собирающей материал для своей диссертации. В одном из исторических зданий Нью-Йорка, сгоревшем десяток лет назад в странном пожаре. Пожаре, с которым, похоже, связана и гибель семьи Дэна
Любопытный проект, по ощущениям похожий одновременно на «Тьму»,«Призраков дома»,«Грозу», «Третий день» и «Дом у озера».
Смешавший «найденные пленки» с параноидальным триллером и элементами различных поджанров хоррора. Намешали постановщики преизрядно.
Духи, призраки, демоны, колдовство, межвременные путешествия (что, в физическом теле?) и прочие забавы Хроноса, медиумы, мистические книги, культы и религиозные секты, психоделики, проклятые записи, ритуальные убийства, зловещие здания, коварные корпорации, сумасшедшие дома, психические заболевания, иные миры, параллельные измерения. Все эти компоненты мелькают в самых причудливых сочетаниях. Что из этого реально, что нет — долгое время непонятно. Постановщики активно вводят главного героя и зрителей в состояние измененного сознания.
Интрига становится одной из интереснейших черт проекта. Что мы видим? Сны? Путешествие в эфирном теле? Галлюцинации? Колдовство? Сродство душ? Дело в человеке? Или здании? Неплохо завернули.
Сериал похож на матрешку или луковицу, в каждой серии раскрывающую несколько слоев тайны. Подвязывающую, казалось, не относящиеся друг к другу линии, людей и события. Частенько меняющую точку зрительскую зрения не только на происходящее в 90-е, но в настоящем.
Главной фишкой проекта становится две временные линии (нас даже перенесут в начало 20 века – правда, арка 24-го получилась слабенькой) и взаимодействие героев из разных хронопотоков.
Дэн (Ати («Сфера», «Под водой»). Знаток старого кино, фанат пленки, вдохновленный увлечениями отца. Мастер восстановления погубленных кассет, относящийся к пленке как к потерянному, занехаянному ребенку с трудной судьбой. Трепетно с огромным старанием и любовью приводящий записи в чувство. Парень не верящий «в потустороннюю хрень», одновременно подверженный параноидальным страхам. В свое время «гостивший» у психиатров после нервного срыва. Переживший в детстве жуткую трагедию. Замкнутый, ценящий приватность и одиночество, сложно сходящийся с людьми. Имеющий одного единственного друга – и даже в этих отношениях есть нюансы. Затаивший обиду на отца. Расставшийся с девушкой. Чересчур любопытный (и знающий об этом).
Мелоди (Шихаби («Сорвиголова»). Аспирантка кафедры социальной антропологии Нью-Йоркского универа. Решившая создать оригинальную диссертацию в виде документального фильма. На самом деле ведомая иной целью. Брошенная матерью, выросшая в католическом приюте. В детстве подверженная видениям, лечившаяся у психотерапевта. Трогательная, милая, ранимая. Способная на резкие действия и нетривиальные поступки.
Восстанавливая записи и просматривая их, Дэн все глубже погружается в жизнь Мелоди. Узнает эту женщину, становится свидетелем ее переселения в Виссер (камеру девушка почти не выключает), новых знакомств, странных событий, загадочных звуков. Воспринимает привет из прошлого слишком лично. Практически влюбляется в образ на экране.
Остроты этому блюду добавляют «переключения тумблера», когда линия 1994 года из картинки на экране Дэна становится полноценным фильмом, затем обратно кадром на экране. Буквально сплетая 90-е и современность в один запутанный клубок. Красиво.
Archive 81 основан на одноимённом художественном хоррор-подкасте, авторы которого Дэн Пауэлл и Марк Соллингер.
Из остальных актерских работ можно отметить объемного друга Дэна Марка (МакГорри («В поле зрения»), ведущего мистического подкаста, но реалиста «по жизни».
Да таинственного богача Давенпорта (Донован («Охранник», «Родина»,«Саботаж», «Человек-муравей», «Электрические сны Филипа К. Дика»), способного неоднократно нас удивить.
Перед нами не банально-физический ужастик с «бу!» из-за угла, а скорее психологический триллеро-хоррор. Герои видят то, чего быть не может, и не сильно уверены в своем психическом здоровье. Хотя воспринимают почти любые мистические нежданчики на диво стоически. Окружающие не особо верят в видения протагонистов (благо в прошлом у тех психические срывы уже бывали), которым остается надеяться лишь на самих себя. А некоторые из знакомцев оказываются и вовсе не теми, кем казались на первый взгляд.
Тем «на подумать» постановщики подбрасывают немало. Они поразмышляют о возникновении и действиях мистических культов и сект. О религиозном и эзотерическом фанатизме. О прошлом (и настоящем) респектабельных американских городов, жители которых, оказывается, не чужды оккультизму, мистике и колдовству. Об истоках творчества. Наличии иных миров (и речь не о других планетах). Вариантах посмертия. О действенности веры против психических расстройств. О тех книгах, которые могут встретиться в шкафах священников – ведь «мы должны знать своего врага».
Отношениях отцов и детей. Здесь постановщики, к сожалению, в очередной раз вознесли на щит изрядно надуманную детскую психотравму бросивших тебя родителей. Как на меня эта проблема слишком уж раздута, тем паче для взрослых, самостоятельных людей. «Хочу понять кто я»? — а причем тут родители к ответу на это вопрос?
Напряжение в сериале на уровне, а когда времена соприкасаются — становится изрядно не по себе. Без скримеров не обошлось, но их совсем немного.
Любопытно отслеживать цепочки слежки/наблюдения. Героиня следит за соседями в окуляре камеры. За ней спустя 25 лет на экране телевизора наблюдает Дэн. Но и это не последнее звено цепи.
Отсылок к классическим хорорам и триллеров, от Радиоволны и Зеркал до Звонка, в проекте выше крыши. Как прямых, так и опосредованных. Воспринимать это как баг или как фичу – решать вам.
Да, к мотивации героев и логике сюжета имеется немало вопросов, порой действия противоречат заявленным законам сеттинга, некоторые персонажи действуют откровенно глупо, а часть линий можно было бы без проблем убрать. Но в целом вышло приятно.
Эрго. Качественный «психологический» триллер-хоррор с изящным переплетением времен, не скрываясь стоящий на плечах гигантов.
Режиссер: Ребекка Томас, Хайфа Аль-Мансур, Джастин Бенсон
В ролях: Мамуду Ати, Дина Шихаби, Эван Джонигкейт, Мэтт МакГорри, Джулия Чан, Мартин Донован (II), Ариана Нил, Дэниэл Джонсон, Кейт Истмэн, Кристин Гриффит
P. S. Нетфликс! Что ты делаешь! Остановись! Вы решили растянуть сериал еще на сезон?!!
Да, концовка явно предполагает продолжение в другом сезоне