Идеальный вирус, или Спорные тезисы о предназначении гомо сапиенс
Близкое будущее. В один далеко не приятный день что-то стряслось со всем человечеством. В порядке остался лишь кусок России, Украины, Финляндии, Эстонии, Латвии.
С остальными территориями связь утрачена. Разведгруппы, уходящие далеко от границ Круга жизни, пропадают бесследно. Что произошло, непонятно.
Но самое главное, что, похоже, еще ничего не закончилось. И людская цивилизация стоит на пороге окончательной гибели.
С приличной фантастикой в российском кинематографе не особо складывается (правда, и в мировом ее не сады). Но попытки не прекращаются. Очередная лента, на которую было потрачено больше 4 млн. долларов, оставила неоднозначное впечатление.
С одной стороны – постановщикам удалось передать депрессивную обстановку конца привычного света, а также создать пару действительно напряженных боевых сцен.
С другой – история выглядит рваной, персонажи непроработанными, логических дыр куча, а финал вызывает искреннее недоумение.
Сперва о приятном.
Атмосфера у «Аванпоста» хороша. Киберпанковское будущее, переливающееся неоном огней, 3d-ными рекламами (и не только). Небо, заполненное дронами и прочими летающими агрегатами. Невесомые смартфоны, искрящиеся как новогодние елки. Продвинутые «вертушки», навороченная экипировка и бронники, хитрые светильники, шикарная медицинская аппаратура, модные сигнальные ракеты, летящие за многие километры с известием, роботы-шагоходы с пулеметами, радары-обнаружители, видящий людей сквозь стены. Разве что БТРы почти классические, неужто ничего лучше придумать просто невозможно?
Холодные синие цвета, излюбленные постановщиками. Шокирующее известие, вынимающее наружу все самые потаенные страхи. Мрачные уголки Москвы. Навязчивая музычка. Апокалиптические граффити, бунты, бессмысленные и беспощадные (здравствуй, «Притяжение»). Пустая земля, разрушенные мосты и здания.
И, пожалуй, главное – непонимание происходящего. Что стряслось с остальным миром? Отчего, произошло, то, что произошло? Кто наш враг? Ощущение паранойи, непонимания, ужаса, отчаяния, буквально разлито в воздухе. Навевает воспоминания о кинговском «Чужаке». Даже жаль, что разгадка приходит так быстро. Стоило бы еще потянуть.
Способ съемки, когда экшен, перебивается сюжетообразующими диалогами, а прилетевшая в одном кадре граната, может взорваться через полдесятка минут в другом – любопытна, и заставляет с нетерпением ожидать завершения обеих арок. Как и мистическая линия с «сенсами», телепатией и прочей магией.
Также постановщикам удался абсолютно убойный «боевой» отрезок, явно ориентированный на «Падение Черного ястреба». Когда небольшое количество вояк отбивается от огромной толпы врагов, активно пользующихся стрелковым оружием и гранатометами. Ни на секунду не оторваться: ураганно, адреналиново, брутально, кроваво. Опять же, нам показывают два параллельных сражения. Побольше бы такого экшена, глядишь и часть проблем картины удалось бы скрыть.
Да и мясорубка с помощью БТР оставляет сильное впечатление. Понятно, что как гордо заявляют постановщики: «70 % общего хронометража сделано с применением компьютерной графики», и эта сцена явно среди 70, но все равно внушает.
По структуре — круг показанных событий медленно, но верно превращается в точку. Ключевую. Сперва общая ситуация, затем сужение до аванпоста, затем до нескольких боевых групп и – апогей апофеоза, решающий судьбы цивилизации.
Главных героев у нас тут фактически два, оба бравые вояки.
Юра (Фёдоров («Сталинград», «Беглецы», «Ледокол», «Дуэлянт»). Мрачный парень с матерью, страдающей жесточайшим склерозом. Циничный, уверенный, эгоистичный «мастер пикапа». Человек, упивающийся адреналином и своей значимой ролью в новом мире.
Единственный более-менее прописанный и прилично сыгранный персонаж.
Его друг Олег (Чадов («Вий») из семьи потомственных военных, маменькин сыночек, пошедший в армию чтобы доказать отцу, что он, Олег, не хуже старшего брата, погибшего на войне. Парень вроде как должен демонстрировать альтруизм в противоречие эгоцентризму Юрия, но выходит это у Чадова так себе.
Бравый подполковник (точнее «-ца», вот так! Не все загнивающему Западу бабами-воительницами/разведчицами хвастать!). Майор – отец солдатам (Лавроненко («Три мушкетера», «Последний богатырь») – железобетонны и ответственны – служивые, что с них возьмешь.
Барышни – журналистка и лекарша. Эти и вовсе выветриваются из памяти, как туман поутру.
С персонажами в ленте откровенная беда. Кроме Фёдорова, хоть как-то позволяющего поверить в своего героя, остальные откровенные функции.
Дегтю в и без того не очень большую бочку меда добавляет странно-провальная манера российских постановщиков снимать свое творение одновременно как полнометражный фильм и как сериал. Вспомним «Адмирала», «Темный мир», «Три мушкетера». В результате, если зрителю повезло увидеть телевизионную версию, у него может сложиться полное впечатление о проекте. Если полнометражную – он так и будет пытаться понять, откуда взялись те или другие люди, отчего герои делятся информацией, о которой у нас с вами нет ни малейшего понятия, и почему фильм выглядит, будто нарезка условно смонтированных эпизодов с огромными лакунами, и это несмотря на откровенно затянутый хронометраж. Да потому, что так оно и есть! Ждите сериал!
Логикой событий создатели «Аванпоста» тоже не особо заморачиваются. То доблестное командование выгоняет бойцов практически в чисто поле, хотя у них под ногами полностью оборудованная крепость со стенами, подземельями и крупнокалиберными пулеметами. То сами вояки, экипированные продвинутыми ПНВ, пуляют осветительными ракетами, хотя те лишь портят им картину (или то были прицелы? Хай знатоки поправят). А затем, видимо пожалев пулеметов, способных при массовом использовании нашинковать в капусту любое количество биомассы, грудью заслоняют родной аванпост. Это к вопросу о неверии постановщиков в волшебную силу крупнокалиберных пулеметов, зря вы так батеньки: она есть, особенно прикрытая броней. Особо умилила гигантская колонна бронетехники, уходящая в последний бой (при том, что на аванпосте ее было, как грязи). Понятно — сколько выдали, столько и снимаем (пририсованный танк по быстрячку вывели в расход), но выглядит это несколько глуповато. А с характеристиками бронежилета вы хотя бы могли определиться? То он держит автоматную очередь в упор («все ребра переломало»), то не помогает от одиночных выстрелов с большой дистанции.
Скупую мужскую слезу вызвала журналистка с камерой в разведгруппе, уходящей в дальний рейд. Да, ладно! Такого даже в демократических западных армиях не бывало, а уж в российской? Я понимаю фантастика, но зачем же нам сказки рассказывать для дошкольников?
Мотивация товарища Ида и вовсе, похоже, находится на уровне Портоса. По крайней мере, другой мотивации нам не предоставили.
Да и разборки в стиле драки посохами джексоновских Гэндальфа и Сарумана уже несколько надоели. Неужто сложно придумать поединок таких сил без мордобития?
Без пафоса, понятное дело, не обошлись. «Кто это? Враги! Что надо делать с врагами? Убивать!»
Вдобавок создатели ленты поставили своему творению странный и крайне глупый финал. Что это вообще было, Бэримор? В город Киров прибыли те самые недоразвитые дошкольники? Даже в наших пенатах любую важную систему без дополнительного контура безопасности не выпускают, а здесь? Ну а шланги, которые пинком повредить можно, стали последней каплей.
Моральный посыл ленты также неоднозначен. Бог с ним, с идеальным вирусом, и совершенным захватчиком, сермяжная правда имеется. И фраза о том, что «вами движут только размножение и насилие, в уничтожении жизни вы не знаете себе равных» в отношении многих гомо сапиенсов ложится идеально. Но концепция войны, как двигателя развития человека, единственного его предназначения, в 21 веке смотрится откровенно слабо и архаично. Как и попытки провести черный пиар в отношении милосердия и любви.
Понятно, что с другой стороны нам практически прямым текстом говорят, что это слова Отца Лжи, а значит верить им нельзя. Да и финальные действия «зондер-команды» подтверждают, что не все люди такие, как утверждал Ид (хотя извините, но вот не верится мне в такое поведение глазастой троицы). И сам режиссер говорит, что снимал «антивоенное кино». Но осадочек все равно остается.
Эрго. Очень неровный фильм, радующий параноидально-таинственной атмосферой, перекрестным способом подачи материала, да парой классных боевых сцен (в принципе этими сценами независимому зрителю можно и ограничиться). Остальное не тянет.
Режиссер: Егор Баранов («Гоголь»)
В ролях: Пётр Фёдоров, Светлана Иванова, Алексей Чадов, Ксения Кутепова, Константин Лавроненко, Филипп Авдеев, Артем Маркарьян, Сергей Годин, Артём Ткаченко, Лукерья Ильяшенко