Сказ о мастере иллюзий, или Спор между реальностью и марой
1780 год. Граф Калиостро (Мгалоблишвили) в России. Волей случая он оказывается во владениях провинциального помещика А. Федяшева (Михайлов). Юный Алексей, терзаемый томлением по мраморной статуе, умоляет графа свершить материализацию своего романтического устремления.
Джузеппе занят работой над «формулой любви», деянием, которое позволит стать вровень с Создателем, и не хочет тратить время на глупости. Однако спутница графа, сердобольная Мария Ивановна, убеждает Калиостро помочь милому юноше. Знаменитый авантюрист и «чародей» идет на поводу у очаровательной Марии, еще не догадываясь, к чему приведет его согласие.
С фильмами гениального Марка Захарова были знакомы практически все живущие в позднем USSR. Мастерская режиссура. Шикарные диалоги Григория Горина, мгновенно растаскиваемые на цитаты. Великолепные актерские работы, навсегда запоминающиеся образы. Масса аллюзий, тонкая ирония, острый «эзопов язык». Кто-то видел в них горький смех над нашей жизнью и сопротивление Системе. Кто-то печально-веселые сказки для взрослых. Кто-то отличные комедии, позволяющие отвлечься от непростой житухи. Каждому свое. Suum cuique – как сказал бы полиглот кузнец Степан.
Картина снята по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро» (1921).
«Формула любви» выделяется из знаменитой пенталогии Захарова. Она выглядит самой простой, мягкой и незамысловатой из всех. Погружает нас в реальное (условно) прошлое. Местами злоупотребляет буффонадой, фарсом. Острой «социалки» тут минимум. Взамен непременного Янковского (обзор творчества здесь http://perekat.kiev.ua/мудрый-волшебник-с-бездонными-глазам/ ), в главной роли грузин Нодар Мгалоблишвили, в озвучке Джигарханяна.
Зато все остальные составляющие работ мастера на месте.
Шикарные актеры, в том числе горячо любимые режиссером Александр Абдулов (обзор творчества здесь http://perekat.kiev.ua/легенда-покоряющая-сердца-всенародн/) в специально для него созданной роли, и Леонид Броневой.
Выверенные: постановочная, операторская, композиторская работы.
Сценарий Григория Горина, полный перлов и бессмертных выражений.
Но главное, «Формула», как практически все фильмы Захарова, говорит с нами о Личности, о Инаковости, ее столкновении с социумом, с обыденностью.
Калиостро превосходно дополняет галерею выдающихся захаровских Личностей, Мастеров, Творцов, занимая свое место рядом с Волшебником, Мюнхгаузеном, Свифтом и Драконом.
Он умен, ироничен, силен духом, хочет странного, откровенно выделяется среди обывателей. Как вам желание посостязаться с Творцом?! Магнетическая личность графа притягивает толпу. И Калиостро дает каждому иллюзию исполнения желаний. «Люди хотят быть обманутыми». Им восхищаются, стараются использовать, но никто не может стать с ним рядом.
Джузеппе не мальчик, возраст сказывается. Но даже «в свои две тысячи лет» он бывает порывист, способен на поступок, меняющий судьбу не только окружающих, но и его самого. Кажется, он парит над социумом, снимая драгоценные сливки, оставляя после себя шлейф славы и гомон восхищенной толпы. Но так лишь кажется. Именно в глуши под Смоленском несокрушимый мастер иллюзий переживает своеобразный надлом, настоящий катарсис, после которого он никогда не будет прежним. Что особенно ценно, хеппи-энда для Джузеппе мы не увидим. Он лишь утверждается в своем одиночестве, непонятости. В статусе человека, для которого нормальная жизнь невозможна.
Нодар не единственный достойный актерский образ «Формулы». Захаров с Гориным подарили нам целую россыпь шикарных провинциальных типажей. Непосредственных, простых, незамысловатых, невозмутимых, прагматичных, размеренных, приземленных, думающих об обыденных вещах. Твердо стоящих на ногах, реальных, занятых делом. Соль от соли своей земли. Живых людей, живущих в живом мире, настоящей жизнью, той которую упустил и о которой подспудно сожалеет Великий Магистр. В чем-то примитивных. Не стремящихся к Высокому небу. В чем-то способных подмечать самую суть вещей, отпуская замечания, которым позавидовали бы знаменитые ораторы древности. В чем-то скептиков. В чем-то людей, воспринимающих все как должно. Ест вилки, искрит пальцами – хорошо. Хотя в его возрасте надо бы поостеречься.
Ремарка от Катерины: Калиостро – умен, притягателен, но.
Граф, и своеобычное окружение его: великосветский сброд, созданы друг для друга. Он глушит душевную пустоту иллюзией превосходства над толпой меркантильных глупцов. Они, отягощенные той же печалью, только непонятой, смутной — поглощают созданные Джузеппе иллюзии в надежде насытиться, утешить себя золотом, здоровьем, долгой жизнью.
Встречи в поместье ломают привычные действия Калиостро. Его методы не работают. Эти люди, то ли глупы безмерно, то ли мудры беспредельно. Наивные, приземленные, ухватистые, но.
Да, постановщики оставляют за кадром «темную сторону силы» простого народа, способного на самое страшное зло. Народа, где кипят такие страсти, куда там старине Шекспиру. Ну и Бог с ними, картина не об этом.
«Формула», как не удивительно, о Любви. О чувстве к земной женщине. О настоящем и иллюзорном. О том, что каждому возрасту нужен сверстник. Каждому уровню ума и его отсутствию необходим собрат. А чтобы любить Калиостро, надо хотя бы чуточку понимать его стремления и желания. А на это способны далеко не все.
Как сложится судьба героев, мы не знаем. Нам не обещают Любви до гроба, достойной романов, скорее всего влюбленность будет погребена под завалами быта. Но и это не главное. Главное то, что каждая встреча может стать судьбоносной. То, что счастье обычно ходит по земле, рядом с вами и надобно лишь его разглядеть.
Эрго. «Формула любви» никогда не была моим любимым захаровским фильмом. Но это не мешает насладиться мастерством режиссера, шикарными актерами, фирменной иронией диалогов и теплой, уютной, домашней моралью.
Режиссер: Марк Захаров
В ролях: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов (III), Александр Абдулов, Семён Фарада, Елена Аминова, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александра Захарова, Николай Скоробогатов, Анна Андриянова, Анна Фроловцева, Вячеслав Горбунчиков, Владимир Мышкин, Александра Терёхина, Александра Харитонова, Григорий Всеволодов