Сложности простых чисел, или Опасливый оммаж царице наук
Студент математического факультета Кэмбриджа Эдвард Брукс слыл среди сокурсников гением. Не зря. Парень действительно был одним из лучших умов своего поколения. Вот только его старый преподаватель заболел Паркинсоном, а с новым, профессором Маллиндером, отношения не очень складывались.
Тем паче после того, как Маллиндер узнал тему исследования, над которым работал Эд. Поиск алгоритма простых чисел, с помощью которого теоретически можно взломать любой цифровой код. Узнал и будто сошел с ума, напрочь запретив Бруксу заниматься этим «бредом».
Тем временем сотрудница АНБ, занимающаяся слежкой и выявлением ученых, чья работа потенциально опасна, замечает, что в Кэмбридже происходит что-то неладное. И, вполне вероятно, она отыскала ту самую «опасную» работу.
А в Ираке после взрыва газа обнаружили старинное подземное помещение, в оформлении которого, похоже, использовалась непонятная последовательность числовых рядов.
Триллер с гениальным математиком в качестве главного героя? После шикарных «Игр разума» такого с ходу не припомнишь. Любопытно.
Не сказать, что у постановщиков получился шедевр, но интересные моменты в сериале имеются.
Начинается Prime неторопливо и спокойно, радуя нас пасторальной Англией, мелькающими на бумаге циферками, погруженными в работу учеными, исследованиями, пафосными речами и умными мыслями. Вскоре градус событий начинает повышаться, проскальзывают параноидальные намеки, все чаще применяются ракурсы съемки «взгляд со стороны». Напряжение растет, потихоньку вплетается в дело знатный саспенс. Даже рисование непонятных математических закорючек подано с изрядной долей тревоги. А там и до экшена недалеко. Target отнюдь не боевик, скорее триллер, но пару недурно поставленных сцен с активным действием нам обеспечат.
Добавляют остроты флеш-беки из прошлого еще одного гениального математика, постановщики даже используют красивое переключение и слияние времен (прием, отлично показанный в Призраках и Женщинах), жаль применяют его очень скупо.
Недурно вышла конспирологическая часть. Мало того, что нас опять пугают опасностями цифровой эры. «Когда создадут ключ, способный открыть любой цифровой замок — начнется хаос». «Безопасность (которая сама по себе иллюзия) – исчезнет!». Нас ждет: «мир, в котором нет секретов». «Все цифровое уязвимо для атак» (нецифровое, значит, неуязвимо). «Математики самые опасные люди на планете». Ух! Аж мурашки по коже. Вдобавок демонстрируют поразительно заботливого Большого брата в лице АНБ, следящего за каждым нашим шагом, как на работе, так и на улицах, или в святая святых – наших жилищах. Все для блага народонаселения, само собой, ведь есть «ученые, чья работа потенциально опасна» (имеют, значит, потенциал стать опасными, как те же мужики, каждый из которых потенциальный насильник, ведь потенциал есть). Постоянно звучащие из репродукторов фразы о том, что видеонаблюдение и запись ведется исключительно для вашей безопасности. Кто бы сомневался, ради его безопасности загоним народное стадо в стойло.
АНБ трудится не покладая рук, причем не столько в Цитадели демократии, сколько в старушке Европе. Доступ к камерам на каждом шагу, на всех континентах, легкий поиск любого субъекта, благодаря тем же камерам и вышкам телефонной связи, доступ к полицейским базам. Кто у нас тут самые опасные, математики? Или есть другие претенденты?
Нам предъявят несколько могущественных сил, гоняющихся за работой Брукса с разными целями. Некоторые скрываются в тумане до последней серии, некоторые — не те, чем кажутся изначально. Восприятие намерений парней, охотящихся за ГГ, меняются на протяжении сериала несколько раз. Интрига со злодеями (и теми, кто просто использует зло во благо) запутана знатно.
С пафосом разве что перебор – «речь о нашем выживании, мы сможем всех защитить». Как-то поотвыкли мы в последнее время в триллерах от такого градуса патетики.
Приятно выглядит оммаж математике и ее адептам, верящим, что «знания — высшая ценность». Работающим, дабы «разгадать загадки природы». В передовом отряде современной науки своими исследованиями жаждущим «перейти горизонт, узнать, что по другую сторону черной дыры». Сюда же примыкает линия Багдада, символизирующая связь времен, восхищение теми, кто стоял у основ науки. Жаль, почему-то о греках в данном ключе герои не вспоминают, полностью отдавая пальму первенства арабам, что не есть правда.
Однако. В восхищении математикой звучит опасливый нюанс. Постановщики поднимают любопытную моральную дилемму насчет моральности царицы наук. Существует ли «чистая» математика, или «в этом мире нет ничего чистого». Можно ли заниматься исключительно наукой, не обращая внимания на то, как будут использоваться твои исследования. Дело ли творца бдить и прикидывать риски, или он не несет ответственности за то, в чьи руки попадет его творение. Диссертабельная тема, кстати.
Главный герой (Вудалл («Цитадель»). Не идеален, но вменяем. Типаж юного «безумного ученого». Неловкий, застенчивый левша, всегда спешащий неведомо куда. Увлекающийся, погружающийся в работу с головой в любом месте, где настигло вдохновение. Обладатель непременного блокнота, куда записывается все: от чисел и расчетов до результатов наблюдения за птицами. Гей, не знакомый с понятиями вежливости и политеса. Естественный в реакциях как животное какое-то. Не признающий авторитетов («Ньютон нес чушь, не понимал сути природы»). Гениальный математик, не пользующийся телефоном, считающий компьютеры слишком медленными. «Умело абстрагирующийся от окружающего хаоса через математику». Рационалист, «видящий цели, невидимые для остальных». Считающий математику чистым искусством, жаждущий найти истину, считающий ее не плохой и не хорошей. Знающий, что он не такой как все. Воспринимающий числа как близких друзей. Одинокий, в сложный отношениях с отцом.
Перед Вудаллом стоит непростая задача показать работу гения, процесс творения. Выходит прилично. По сравнению с этим «Баба Яга в тылу врага» и прочие триллеро-экшеновые моменты — и вовсе плевое дело. Да и развитие образа вышло на «ура».
Вторая по важности роль у Тэйлы (Суинделл («Поколение Вояджер», «Чёрный Адам»). Юная программерша, наблюдательница из АНБ, заметившая нескладухи в Кэмбридже и вихрем ворвавшаяся в жизнь Эда. Еще одна вольнодумица, считающая, что знает все лучше всех. Приверженка идеи о «большой ответственности», считающая, что ученым надо более внимательно подходить к своим творениям. Перенесшая жуткую трагедию, которой сама стала причиной. Живущая с давящим чувством вины.
Из второстепенных работ выделяются:
Андреа (Кнудсен («Мир Дикого Запада», «Электрические сны Филипа К. Дика»). Бодрая доктор философии, профессор, востоковед, историк и переводчик. Со своими фотографиями ставшая спусковым крючком многих важных событий.
Джейн (Плимптон («Чёрный список») — фея-крестная Тэйлы, а заодно крупная шишка во французском отделении АНБ. Разрывающаяся между заботой о безопасности девицы и долгом, требующим применять решения пожестче.
Эндрю (Лойд («Железная леди», «Легион», «Контрмир», «Хало») – «кавалерия» из АНБ. Холеный сноб, везущий из Америки вино во Францию!!! Вот уж у кого сомнений ни на грамм.
Ну и как не отметить две географические локации, откровенно украшающие сериал.
Вне конкуренции тут Кэмбридж. Панорамы зданий университета с его изысканной архитектурой. Огромная столовая с высоченными потолками. Бюсты на каждом углу. Лужайки, на которых нельзя играть в футбол (!). Многодесяти (или сто)летний плющ, оплетший все стены. Совместные ужины преподавателей и студентов (как в Поттере, право слово). Черт, тут даже грабители на велосипедах!
Багдад c его арабскими особенностями тоже смотрится неплохо. Многолюдие городского муравейника. Минареты видные практически с каждой улицы. Колоритные уличные музыканты. Белье на крышах. Контраст золотых куполов и обшарпанных многоэтажек. Вентиляторы на потолках в кафе (кондеры? Нет, не слыхали). Непривычной формы чашки в кафе. Колоритно.
Эрго. Небезынтересный конспирологический триллер, строящий интригу вокруг математики (и математика).
Режиссер: Брэйди Худ
В ролях: Лео Вудалл, Куинтесса Суинделл, Сидсе Бабетт Кнудсен, Марта Плимптон, Стивен Ри, Гарри Ллойд, Фра Фи, Али Сулиман, Сергей Онопко, Джейсон Флеминг