Чем интересна Одесса? Понятно, что развернутый ответ на это вопрос займет не одну страницу 10-м кеглем, но на первых позициях в этом огромном списке обязательно будут морской вокзал и порт. Место, благодаря которому Одесса стала той самой прекрасной Южной Пальмирой, которой знаем ее мы.
27 мая (7 июня) 1794 года. Императрица Екатерина II повелевает основать город и гавань на месте турецкого поселения Хаджибей. Именно с этого дня ведется официальный отсчет времени существования Жемчужины у моря и Одесского порта. Близнецов-братьев, чье бытие отныне стало невозможным один без другого.
Тоннами насыпалась земля, отвоевывая у моря метр за метром. Возводились причалы и волноломы. Строились морские ворота города не один год, и даже не десять. Но уже с самого начала 19 века порт активно начинает выполнять свою непосредственную работу. Качать через себя потоки грузов, делая Одессу одним из крупнейших в империи торговых центров. И позволяя городу расстроится и похорошеть. Ведь там где торговля – там и деньги. А там где деньги – все становится лучше и краше. К примеру, именно в 1841 на божий свет появляется лестница Николаевского бульвара (будущая Потемкинская).
Весь 19 век оборот порта увеличивается и увеличивается. К середине столетия одесский порт уступает лишь столичному Санкт-Петербургу. В 1850-м после большой реконструкции порт приобретает практически современные очертания.
Во время крымской войны порт почти не пострадал. А вот во вторую мировую ему досталось сполна. Однако всего через полгода после освобождения города, в октябре 1944-го, он уже принимал первые корабли с грузами.
Нынче перед гостями и жителями Одессы гордо раскинулся во всю свою 9-километровую длину крупнейший морской торговый порт Украины.
Несколько гаваней, десятки огромных кранов, более полусотни грузовых причалов и очаровательный, открытый всем ветрам «зеркальный» морской вокзал (появившийся в 1968 по проекту архитекторов В. Кремлякова и В. Головина).
На территорию самого порта посторонних не пускают, можно лишь полюбоваться панорамой кранов, горами контейнеров да снующими туда-сюда баржами и буксирами.
А вот морской вокзал гостеприимно ждет всех желающих (за исключением периодических реконструкций центрального здания – ну тут уж как повезет).
Туда мы и направимся. Добраться до морвокзала не просто, а очень просто. Держите направление к памятнику Дюку, Приморскому бульвару и Потемкинской лестнице. Благо оно все находится буквально в паре метров друг от друга. От железнодорожного вокзала идем по улицам Екатерининской, Ришельевской, Пушкинской (все они ведут туда, куда нам нужно) по направлению к морю.
По дороге вас ждет масса достопримечательностей (http://perekat.kiev.ua/одесса-odesa/), на которые можно глазеть часами. Но мы помним о цели путешествия, не поддаемся на их прелести. И вот, наконец, перед нами долгожданный Приморский бульвар. А внизу – море и цель нашей сегодняшней прогулки.
Можно спуститься на Фуникулере (если он опять же не на ремонте), а можно ножками, по 192 ступням знаменитой Потемкинской (Ришельевской, лестницей Николаевского бульвара, Приморской, Портовой, Бульварной, Большой, Гигантской, Воронцовской) лестницы. Затем короткий подземный переход, еще один туннель, мост над железнодорожными путями – и вот вы уже в царстве кранов и буксиров. Возле морвокзала и практически посредине Одесского порта.
Морской вокзал построен в 1968-м, и пережил серьезную реконструкцию в 1993-м. Не имеет фундамента, возведен на сваях. Нынче через него проходят около 4 миллионов пассажиров в год. Может приютить у своих причалов корабли до 272 метров и осадкой до 11.5 м.
Первым привлекает внимание шпиль гостиницы «Одесса» (2001) — отеля нелегкой судьбы, к тому же на дух не переносимого частью старожилов. «Торчит тут как… больной зуб посреди стола» — возмущаются они.
Следом первая на территории морвокзала скульптура — загадочное «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного. Как говорил сам автор: «маленький Гаргантюа, яркий, солнечный образ рождающегося гиганта, надежда на процветание будущего вольного города». Также по слухам «Дитя» должно приманивать удачу для отправляющихся в море. М-да, господин скульптор, фантазия у вас богатая и не очень здоровая.
А вот к работе Александра Токарева — памятнику Жене моряка (2002) претензий никаких. Только легкая щемящая грусть, вызванная тонкой женской фигурой и забавным карапузом машущими вслед уходящему в море отца. Вернется? Или…
В центральном здании морвокзала (также называемом Выставочным центром), если оно открыто, обычно проводятся разнообразные и интересные мероприятия и прочие выставки. Обязательно загляните – вдруг увидите то, что вам будет жутко интересно.
Дальше целая экспозиция прошлого под открытым небом. Тут и древняя пушка, помнящая Крымскую войну. И масса старинных якорей самых разнообразных форм.
Над ними возвышается Церковь Святого Николая Чудотворца. Она возводилась и украшалась с 1992 по 2001 года и весьма интересна нестандартным внешним видом. Некоторые источники называют ее единственной в Украине церковью современной архитектуры.
Внизу, около самой воды — памятный судовой колокол. И, конечно же, стоянка разнообразных яхт, катеров и прочих малые плавсредств. Именно отсюда они увозят желающих на морскую прогулку (протяженность от часа до двух, последние расценки около 100 грн. в час с человека, но вы знаете, как нынче все дорожает).
И все это время вокруг вас незабываемые портовые виды. Спешащие по своим делам буксиры. Ни на минуту не замирающие краны. Титанические горы контейнеров. Крыши пакгаузов. Гудки, грохот, лязганье, шум моторов, перемежаемые криками чаек и плеском волн. Незабываемое зрелище.
Обязательно загляните сюда, ведь много времени прогулка не займет: час-два неторопливым шагом, и морской вокзал откроет перед вами все свои тайны (это если не плавать на катерочке). А впечатлений выше крыши.
Как практически от любого района прекрасной Южной Пальмиры.