Откуда есть пошла сила одесская, или Грохочущее сердце Жемчужины — Одесский порт и морской вокзал + фото

DSC_7331aЧем интересна Одесса? Понятно, что развернутый ответ на это вопрос займет не одну страницу 10-м кеглем, но на первых позициях в этом огромном списке обязательно будут морской вокзал и порт. Место, благодаря которому Одесса стала той самой прекрасной Южной Пальмирой, которой знаем ее мы.

27 мая (7 июня) 1794 года. Императрица Екатерина II повелевает основать город и гавань на месте турецкого поселения Хаджибей. Именно с этого дня ведется официальный отсчет времени существования Жемчужины у моря и Одесского порта. DSC_7463aБлизнецов-братьев, чье бытие отныне стало невозможным один без другого.

Тоннами насыпалась земля, отвоевывая у моря метр за метром. Возводились причалы и волноломы. Строились морские ворота города не один год, и даже не десять. Но уже с самого начала 19 века порт активно начинает выполнять  свою непосредственную работу. DSC_7356aКачать через себя потоки грузов, делая Одессу одним из крупнейших в империи торговых центров. И позволяя городу расстроится и похорошеть. Ведь там где торговля – там и деньги. А там где деньги – все становится лучше и краше. К примеру, именно в 1841 на божий свет появляется лестница Николаевского бульвара (будущая Потемкинская).

Весь 19 век оборот порта увеличивается и увеличивается. К середине столетия одесский порт  уступает лишь столичному Санкт-Петербургу. В 1850-м после большой реконструкции порт приобретает практически современные очертания.

DSC_8158aВо время крымской войны порт почти не пострадал. А вот во вторую мировую ему досталось сполна. Однако всего через полгода после освобождения города, в октябре 1944-го, он уже принимал первые корабли с грузами.

Нынче перед гостями и жителями Одессы гордо раскинулся во всю свою 9-километровую длину крупнейший морской торговый порт Украины.
DSC_7472aНесколько гаваней, десятки огромных кранов, более полусотни грузовых причалов и очаровательный, открытый всем ветрам «зеркальный»  морской вокзал (появившийся в 1968 по проекту архитекторов В. Кремлякова и В. Головина).

На территорию самого порта посторонних не пускают, можно лишь полюбоваться панорамой кранов, горами контейнеров  да снующими туда-сюда баржами и буксирами.

А вот морской вокзал гостеприимно ждет всех желающих (за исключением периодических реконструкций центрального здания – ну тут уж как повезет).

DSC_6363aТуда мы и направимся. Добраться до морвокзала не просто, а очень просто. Держите направление к памятнику Дюку, Приморскому бульвару и Потемкинской лестнице. Благо оно все находится буквально в паре метров друг от друга. От железнодорожного вокзала идем по улицам Екатерининской, Ришельевской, Пушкинской (все они ведут туда, куда нам нужно) по направлению к морю.

По дороге вас ждет масса достопримечательностей (http://perekat.kiev.ua/одесса-odesa/), на которые можно глазеть часами. Но мы помним о цели путешествия, не поддаемся на их прелести. И вот, наконец, перед нами долгожданный Приморский бульвар. А внизу – море и цель нашей сегодняшней прогулки.

DSC_6369aМожно спуститься на Фуникулере (если он опять же не на ремонте), а можно ножками, по 192 ступням знаменитой Потемкинской (Ришельевской, лестницей Николаевского бульвара, Приморской, Портовой, Бульварной, Большой, Гигантской, Воронцовской) лестницы. Затем короткий подземный переход, еще один туннель, мост над железнодорожными путями – и вот вы уже в царстве кранов и буксиров. Возле морвокзала и практически посредине Одесского порта.

DSC_6386aМорской вокзал построен в 1968-м, и пережил серьезную реконструкцию в 1993-м. Не имеет фундамента, возведен на сваях. Нынче через него проходят около 4 миллионов пассажиров в год. Может приютить у своих причалов корабли до 272 метров и осадкой до 11.5 м.

 Первым привлекает внимание шпиль гостиницы «Одесса» (2001) — отеля нелегкой судьбы, к тому же на  дух не переносимого частью старожилов. «Торчит тут как… больной зуб посреди стола» — возмущаются они.

DSC_7371aСледом первая на территории морвокзала скульптура — загадочное «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного.  Как говорил сам автор: «маленький Гаргантюа, яркий, солнечный образ рождающегося гиганта, надежда на процветание будущего вольного города». Также по слухам «Дитя» должно приманивать удачу для отправляющихся в море. М-да, господин скульптор, фантазия у вас богатая и не очень здоровая.

DSC_7406aА вот к работе Александра Токарева — памятнику Жене моряка (2002) претензий никаких. Только легкая щемящая грусть, вызванная тонкой женской фигурой и забавным карапузом машущими вслед уходящему в море отца. Вернется? Или…

В центральном здании морвокзала (также называемом Выставочным центром), если оно открыто, обычно проводятся разнообразные и интересные мероприятия и прочие выставки. Обязательно загляните – вдруг увидите то, что вам будет жутко интересно.

DSC_7427aДальше целая экспозиция прошлого под открытым небом. Тут и древняя пушка, помнящая Крымскую войну. И масса старинных якорей самых разнообразных форм.

Над ними возвышается Церковь Святого Николая Чудотворца. Она возводилась и украшалась с 1992 по 2001 года и весьма интересна нестандартным внешним видом. Некоторые источники называют ее единственной в Украине церковью современной архитектуры.

DSC_7454aВнизу, около самой воды — памятный судовой колокол. И, конечно же, стоянка разнообразных яхт, катеров и прочих малые плавсредств. Именно отсюда они увозят желающих на морскую прогулку (протяженность от часа до двух, последние расценки около 100 грн. в час с человека, но вы знаете, как нынче все дорожает).

И все это время вокруг вас незабываемые портовые виды. Спешащие по своим делам буксиры. Ни на минуту не замирающие краны. Титанические горы контейнеров. Крыши пакгаузов. Гудки, грохот, лязганье, шум моторов, перемежаемые криками чаек и плеском волн. Незабываемое зрелище.

DSC_7385aОбязательно загляните сюда, ведь много времени прогулка не займет: час-два неторопливым шагом, и морской вокзал откроет перед вами все свои тайны (это если не плавать на катерочке). А впечатлений выше крыши.

Как практически от любого района прекрасной Южной Пальмиры.

DSC_6362a DSC_6365a DSC_6380a DSC_6384a DSC_6388a DSC_7300a DSC_7331a DSC_7332a DSC_7335a DSC_7339a DSC_7341a DSC_7345a DSC_7352a DSC_7354a DSC_7355a DSC_7365a DSC_7367a DSC_7369a DSC_7370a DSC_7377a DSC_7380a DSC_7381a DSC_7384a DSC_7387a DSC_7390a DSC_7391a DSC_7396a DSC_7398a DSC_7399a DSC_7409a DSC_7411a DSC_7412a DSC_7420a DSC_7422a DSC_7424a DSC_7427a DSC_7428a DSC_7430a DSC_7435a DSC_7439a DSC_7440a DSC_7442a DSC_7443a DSC_7445a DSC_7453a DSC_7457a DSC_7462a DSC_7468a DSC_7470a DSC_7472a DSC_7474a DSC_7478a DSC_7481a DSC_7488a DSC_7497a DSC_7505a DSC_7536a DSC_7572a DSC_7619a DSC_7688a DSC_7699a DSC_8154a DSC_8156a DSC_8217a DSC_8225a

Запись опубликована в рубрике Одесчина, СТАТЬИ, ФОТО с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.