Фелисия Йап «Вчера». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019 г. (Серия: Азбука-бестселлер)
Земля без памяти, Memento для человечества
Воспоминания. Наша радость и боль. Мы помним приятные моменты жизни, мгновения быстротечного счастья. Поражения и ошибки. Свершения и неудачи.
Но что если память ускользает. Если в голове остаются лишь события одного дня? Или, в лучшем случае двух? И это не исключение, не болезнь, не свойства отдельных людей, а повсеместная данность?
Каково расследовать преступление, когда злодей через два дня напрочь забывает о содеянном?
Итак, мир без памяти. В реке Восточной Англии обнаружено тело молодой женщины. Детектив, расследующий трагедию, находит дневник погибшей Софии Эйлинг, где рассказывается о ее отношениях с писателем Марком Эвансом. Тот отрицает свою связь с девушкой, однако текст дневника и собственные наблюдения полицейского, говорят об обратном.
Постепенно мы узнаем все больше подробностей о девице, утверждающей, что она является единственным человеком на планете, помнящим всю свою жизнь. А также подробностей тщательно приготовленной мести, призванной уничтожить человека, некогда причинившего Софии сильнейшую боль.
Мир Yesterday привлекает внимание в первую очередь любопытным фантдопущением, на котором основана вся структура романа. Наблюдать за обществом, члены которого практически лишены кратковременной памяти, интересно. Здешние гомо сапиенсы утрачивают КВП в юности, и всю оставшуюся жизнь, каждый божий день, пока воспоминания не улетучились, как дым, старательно заучивают факты, в остальном полагаясь на свой дневник.
С одной стороны они гораздо счастливее нас. Если хочешь уничтожить травмирующий опыт, стоит лишь раз солгать себе в письменной форме. «В забвении есть покой». Пара росчерков пера в собственном дневнике, и вуаля! На следующий день ничего как не бывало. Есть, правда, сограждане. Да и сама природа, по мнению автора, сопротивляется такому подходу. Но идея, действительно, богатейшая. Заодно развивает полезный навык превращения массивов информации в четкие факты. И дарит читателю приятные перлы из серии «я ее люблю, если верить моему дневнику», или «я искренне и по дружески отношусь к этому человеку, так говорит мой дневник». Фактически они строят свою жизнь, поведение, отношение к людям и событиям, основываясь лишь на записях.
С другой – возня с дневниками, и то, что мозги у всего населения Земли стали настолько дырявыми, делает здешнее бытие не очень удобным. Особенно нелегко представителям отдельных профессий, как, к примеру, тем же полицейским. Но и у обывателей хватает проблем.
Тем более что здешний социум четко разграничен на две неравные группы: моно и дуо. Первые теряют воспоминания в 18 годков и помнят лишь один вчерашний день. Вторые – элита этого общества, лишаются памяти в 23, сохраняя в памяти целых двое (!) суток. Кто бы сомневался, эта градация дает повод к самой натуральной дискриминации «по памятному» признаку. Дуо называют себя солью земли и высшим классом. Моно считаются тупыми и даже не допускаются на важные посты, типа той же работы в полиции. Человеки всегда человеки, и если становится неактуальным разделение по цвету кожи, половым предпочтениям, они тут же отыщут другой способ почувствовать себя круче, чем другие.
Фелисия Йап подарит нам четырех протагонистов. Каждый из них общается с читателем в отдельной главе. Причем «общается» — не преувеличение, все повествование книги создано от первого лица, что изрядно помогает погружению в текст.
Начнем с той самой безвременно почившей Софии, знакомимся с которой мы посредством, конечно же, ее дневника, который штудирует другой ГГ. Женщина, заявляющая что «помнит все».
В реальности Yesterday такое заявление либо ненаучная фантастика, либо психическое отклонение. Посему мисс Эйлинг вплотную познакомится с английскими психлечебницами, и начнет лелеять свой план мести, которому позавидуют графья Монте-Кристо всего мира. София цинична, пользуется телом, как оружием, и поимела за годы «лечения» настоящую манию. Персонаж не вызывает особой приязни, хотя его мотивация понятна и логична. Впрочем если учитывать, что роковое столкновение с фонарем произошло не совсем по вине партнера, логичности в ее действия поубавится, зато паранойя расцветет махровым цветом.
Внимательный читатель ее дневника – детектив Ханс Ричардсон, как выясняется, гораздо глубже вовлеченный в это дело, чем думал он сам. Впрочем, это можно сказать обо всех героях. Моно, скрывающий свой класс и стремящийся всегда раскрыть преступление за один день. Профессиональный, внимательный коп, скрупулезно докопавшийся до правды. Не стоит, конечно, забывать «бога из машины» в виде дневника Софии, и одну серьезную финальную недоработку Ханса.
Супружеская пара Марк и Клэр Эванс. Один из немногочисленных примеров брака мужа-дуо и жены-моно. Успешный литератор, идущий в политику и его супруга-домохозяйка. На первый взгляд перед нами классическая пара богатого сноба-интеллектуала и его глупышки-жены. Однако вскоре выясняется, что все не так просто.
Впрочем, автор не скрывает этого самого начала. Но что именно произошло с героями, довольно долго останется неведомым. Интрига закручивается постепенно, ответы приходят в свое время. Как детектив роман не идеален, о многом можно догадаться, но парочку сюрпризов Фелисия Йап нам приготовила.
На примере четы Эванс раскрывается еще одна линия книги. «Вчера» поговорит с нами о любви. Не о той, великой и могучей, достойной легенд и хроник. Об обычном чувстве, помогающем жить, работать, сопротивляться ударам судьбы. Дающем домашний уют, поддержку, укрытие во время бурь. Том чувстве, без которого нам было бы еще тяжелее, чем без воспоминаний.
Главы от лица разных героев рисуют цельное полотно романа, дополняют картину происходящего, объясняют события, дарят противоположные взгляды на одно и то же событие, дают возможность просмотреть на действие под другим углом зрения. Формируют более полную реальность, а не ту ее ограниченную версию, которую мы обычно видим со стороны одного персонажа. Прием не новый, но по-прежнему действенный.
Роман женский (что логично, глядя на имя автора), хотя половая принадлежность протагонистов по-братски разделена поровну: два мальчика, две девочки. Тут в достатке эмоций, причем у всех ГГ, включая полицейского. Персонажи слабого пола описаны более прилежно, да и авторская симпатия к ним не особо скрывается. Впрочем, это тот уровень «женскости» в прозе, который почти не раздражает даже «оглашенных самцов».
Отдельной прелести Yesterday добавляет утонченное издевательство и железобетонные аллюзии на нашу реальность. Между главами персонажей Йап расставила небольшие заметки из реалий своего мира. Газетные материалы, выдержки из законов, книг врачей, ученых, цитаты из дневников. Эти вставки, помимо задач большего погружения в свой мир, помогают автору посмеяться над нашим. Ну как можно жить при полной памяти? — удивляются местные обитатели, — начнется же полный беспредел! И как можно вспоминать смутно? Либо помнишь, либо нет!
Также хороши ироничные размышления по поводу электронной жизни и беспамятства.
Да вопросов к книге хватает. Ни слова нет о точке бифуркации (в какой момент здешние жители утратили КВП? Как минимум пару-тройку десятилетий назад?). Все упорно игнорируют возможность видеозаписей и ведения видео дневников. Идейный пласт книги не слишком богат. Да и по жанру перед нами скорее детектив в антураже, чем что-то более глубокое.
Но при всем этом, «Вчера» позволяет не просто убить время, но и задуматься над незыблемыми, казалось, свойствами людского организма. Их ценностью. Сильными и слабыми сторонами, которые они дарят своим счастливым обладателям. И, завести, наконец, электронный дневник.
А то мало ли.
Эрго. Детектив с любопытным фантдопущением, неплохо прописанными персонажами, иронией над нашим социумом. Далеко не шедевр, нюансов хватает, но почитать можно с интересом.