Песочный человек (The Sandman), сериал, 2022

Стильная история о Функционале, или Владыка коллективного бессознательного/Гонка за Орудиями

После долгого заточения Повелитель Снов, один из Бесконечных, возвращается в свое царство.

Его отсутствие не прошло даром. Мир Снов начал разрушаться, а его обитатели — сны и кошмары толпами отправились в Дневной мир. По пути, проложенному Коринфянином – безглазым кошмаром-убийцей.

И теперь Морфею нужно вернуть их обратно, отыскать утерянные символы власти и восстановить свое королевство. Что будет сделать непросто.

А ведь не стоит забывать о других Бесконечных и прочих Силах, к примеру — Люцифере, у которых может быть свое отношение к создавшейся ситуации.

 

Задолго до того как прославиться «Богами», и даже раньше, чем возникли Знамения, Пыль и Задверье, Нил Гейман зарабатывал на хлеб комиксами. Самым главным из которых (собравшим немало премий и читательской любви) стал  Sandman, основанный на изрядно позабытом к концу 80-х персонаже ДС комикс.

Слухи об экранизации «Песочного человека» бродили давно, но начали воплощаться в жизнь лишь к 2020 году.

Sandman от Netflix получился стильным. Тут стильные герои, стильные «иные измерения», даже демоны Преисподней могут похвастаться стилем. Пускай готично-декадансным, но ярким и откладывающимся в памяти.

Сериал делится на две равные части. Первая – классический квест по поиску предметов, сопровождаемый своеобразным становлением героя, обретением силы и его новым знакомством с человечеством. Оставим за скобками, что Sandmanу не одна тысяча лет, и открытия, которые становятся откровением для Морфея (типа того, что есть плохие люди, есть хорошие), людские детишки постигают еще в ясельной группе. Факт остается фактом. Старридж создал свой персонаж безэмоциональным, надменным, холодным, нечеловечески-спокойным – эдакий инопланетянин, «чужак в краю чужом». Посему в то, что Сон Бесконечный слабо знаком с психологическими особенностями человечества (или знал, но за годы заточения позабыл?), поверить сложно, но  можно. Хотя вскоре мы понимаем, что на самом деле в гомо сапиенсах Повелитель снов разбирается неплохо (как для могущественного бессмертного существа).

Морфей изящен, изыскано-снисходителен, томен, навевая воспоминания о готах и байроновских типажах. Одинок, хотя способен на любовь и саму странную дружбу (эгей, Гарлинг!). Проявляет себя самоуверенным, жестким, а порой и жестоким правителем. Попервой выглядя слишком добрым, снисходительным и наивным, вскоре заставляет забыть о начальном впечатлении. Да, перед нами не психопат-убийца типа Безглазого, но стоящий вне людской морали Функционал (существо исполняющее функцию воплотителя определенной Силы), устраняющий оппонентов, наказывающий нерадивых и поощряющий отличившихся – самым привычным для себя способом – сном. В отдельных случаях способный повести себя круто, не обращая внимания на персоны, эмоции и былые чувства (барышня из Первых людей подтвердит).  В этой же «адской» сцене обратите внимание на еще одну особенность Сна – его внешность отличается в зависимости от того, кто на него смотрит.

Старридж понравился. Понятно, что актерских подвигов от парня ожидать не нужно, но в образ Том попал «на отлично».

Также охота отметить геймановские «истории в истории», запомнившиеся по «Богам».

К примеру, о Лжи и Правде. За нее отвечает Джонни Ди (Тьюлис («Сердце дракона», «Аноним», «Боевой конь», «Легенда», «Фарго», «Чудо-женщина»). Аксакал британского актерского цеха в грязь лицом не ударил. Его Джонни – скромный, неловкий, застенчивый, двинутый большой ребенок с изрядной детской психотравмой. Ненавидящий Ложь и считающий, что мир, в котором все будут говорить правду, станет гораздо лучше. Тема, неоднократно обыгранная в фантастике, и я не припомню описания случая, когда поголовная правдивость становится благом. Однако, Джонни, по-видимому, фантастики не читал, и, получив в руки мощный инструмент, решает воплотить в жизнь свое кредо правдолюба. Мужик, в общем, не злой, но из тех целеустремленных товарищей, которые за свою идею готовы наворотить горы трупов. Социальный эксперимент в кафе любопытен, но предсказуем, демонстрируя уверенность постановщиков, что «правдивые» люди скатятся на уровень «основных инстинктов», и закончатся такие игрища печально. Жаль, с «повесткой» создатели сериала тут (и не только) откровенно перебрали. Неужто людям, чувствующим влечение друг к другу, недостаточно просто дружить, обязательно скатываясь на уровень постели? Вопрос, памятный еще по костнеровской «Мести». Обратите внимание на концепцию «это не ложь, а грезы» — что-то в ней есть.

О дружбе. Трогательный сюжет (начинающийся давно в прошлом), показывающий одиночество Сна, возникновение привязанности и товарищества между существами, на первый взгляд абсолютно непохожими и не имеющими точек соприкосновения.

О сбежавшем кошмаре, жаждущем изменить свою суть  — стать вдохновляющим, а не пугающим сном.

Хороши иные измерения, среди которых поближе мы разглядим Царство Сна и Преисподнюю. Королевство Морфея во всей его красе и в состоянии упадка. Колоритный Ад с реками крови, стенами и воротами, со вплавленными в них людьми, падающими метеорами, пеплом, сыплющимся с небес и наглыми демонами. А вот Люцифер/ша (Кристи («Голодные игры», «Звездные войны») (это похоже осознанный прием – показывающий, что гендерные вопросы для Бесконечных на десятом месте) не сильно впечатлила — добрая она какая-то. Как и состязание в виртуальной трансформации (говори «антижизнь» и да здравствует победа?). В отличие от Сна, говорящего «спасибо(г)» демонице.

Вторая часть сезона подымает ставки, развивая линию Вихря снов. А заодно чуть ближе знакомит зрителя с другими Бесконечными (в еще одном переводе Вечными (но не этими), скорее в духе Супернатурал) . Семейство Морфея не совсем боги, скорее Функционалы, воплощающие определенные состояния людей.  

Позитивная, улыбчивая Смерть (Хауэлл-Батист («Убивая Еву», «Почему женщины убивают») – Держащая за руку, ведь «во время ухода все хотят услышать добрые слова от дружелюбного собеседника».

Яркая, бесполая, коварная Страсть и ее двойняшка — разжиревшее Отчаяние.

Загадочный пропавший из виду Блудный сын. И это еще далеко не все.

В этой семейке существуют определенные правила, например, ни  один не может войти в царство другого без приглашения. Не приветствуется проливание крови родни. При этом Бесконечные демонстрируют истинно «амберские чувства» к своим, дистанцируются друг от друга, показывая махровый эгоизм, а порой откровенно вредя сородичам.

Понаблюдать за еще одной, мало известной и незатасканной версией могущественной родни сверхсуществ – интересно.

Имеются в сериале и другие вменяемые второстепенные персонажи, порой серьезно влияющие на происходящее.

Остроухая библиотекарша Люсьен, некогда бывшая кем-то другим, всеми силами сохраняющая распадающийся Мир снов.

Не совсем понятно поголовное увлечение постановщиков острыми ушами, коими они наделили даже Каина с Авелем.

Очаровательная ведьма Джоанна Константин (Коулман) – экзорцистка-бардачница, уверенная, что ей не стоит заводить длительных отношений, ведь люди вокруг постоянно страдают (немудрено при такой профессии).

Безглазый кошмар-убийца Коринфянин (Холбрук («Гостья», «Исчезнувшая», «Логан», «В тени Луны»), вдохновитель маньяков, стремящийся извести Морфея.

Роуз Уокер – непробужденная (до времени) Вихрь снов, неосознанно притягивающая грезы и способная стереть грань между миром Снов и Дневным (реальным) миром.

И это тоже далеко не все запомнившиеся артисты на вторых ролях.

А также приятные ироничные и саркастичные моменты, к примеру, Каин с Авелем («если Каин счастлив – пускай убивает, для чего еще нужны братья?»). Нестандартная Смерть. Съезд серийных убийц, пардон — коллекционеров. А  экс-человек, а ныне болтливый ворон Мэтью откровенно играет роль комического персонажа, наподобие шрековского Осла.

Не забывают постановщики поиграться со стилистикой практически каждой из 10 серий. Одни переносят нас в антуражное прошлое, напоминая костюмированные мистические семейные драмы. Другие – отправляют в опасное путешествие по иным измерениям. Третьи возвращают в современные мегаполисы. Четвертые погружают в камерные и кровавые социальные эксперименты. Неплохо. Разве что собственно иллюзорных, сюрреалистичных и фантасмагорических сновидений ожидалось поболе.

Эрго. Стильная готическая история о функционале не из самой известной могущественной семейки. Хорошие актерские работы, фирменные геймановские вставки, вменяемая графика иных миров, приятная ирония, непременная «повестка», ожидаемая предсказуемость. В общем – неплохо.

Режиссер: Джейми Чайлдс, Андрес Байс, Луиз Хупер, Майрзи Алмас, Майк Баркер, Корали Фаржеа, Хиско Хюлсинг

В ролях: Том Старридж, Бойд Холбрук, Дженна Коулман, Гвендолин Кристи, Мэйсон Александр Парк, Кирби Хауэлл-Батист, Пэттон Освальт, Дэвид Тьюлис, Чарльз Дэнс, Джоэли Ричардсон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.