Король говорит! (The King’s Speech), 2010 — рецензия (обзор)

Слово – как признак человека, или «Без друзей меня чуть-чуть»

Альберт, второй сын короля Георга V, был чужд красноречию. Заикание, знаете ли, не располагало к публичным выступлениям. Однако: «хиба хочеш? Мусиш».

Долг члена королевской семьи, второго в очереди престолонаследия обязывал решить проблему. Вот только с логопедами у Альберта не складывалось.

До того момента, пока на его пути не возник некий австралиец Лайонел Лог, если верить отзывам, отлично справляющийся с подобными недостатками.

Остроты ситуации добавляет болезнь старого короля, спорный выбор дам сердца его наследника, и время, стоящее на дворе – канун Второй мировой войны.

 

Георг VI, царствующий в Великобритании во время второй мировой бойни, распада Британской империи, был весьма популярной личностью на родине Шекспира и одним из символов борьбы англичан с нацизмом.

Но он не стал бы тем, кем стал, без скромного австралийского логопеда. Во многом создавшего этот самый символ.

Красивая история дружбы и преодоления будто просилась на экран. Не зря.

Фильм вышел отличным.

В первую очередь благодаря актерским работам.

На первом месте Альберт (Колин Фёрт («Шпион, выйди вон!», «Как важно быть серьёзным» , «Прежде чем я усну», «1917»), впоследствии Георг VI.

Морской офицер, участвовавший в Ютландском бою. Скромный, замкнутый мужчина, не имеющий друзей. Ребенок, столкнувшийся в детстве со сволочным человеком, получивший психотравму на всю жизнь. Находящийся в сложных отношениях с родными – деспотичным папашей, ехидным старшим братцем. Сумевший не перенести кальку, полученную от родителей на своих детей. Вспыльчивый, но быстро успокаивающийся. Ответственный, обстоятельный. Человек, которому позарез был нужен не столько доктор, сколько друг и психолог.

Сыграно блестяще. Проблемы с речью, заикание, особо проявляющееся во время общения с толпой. Дебютное выступление и глаза, наполненные обреченным ужасом. Игры с дочерьми. Аристократичные вспышки гнева, отличная сцена с использованием «бранных слов», сомнения, забота о стране, размышления о простолюдинах и королевской власти. Высоко вздернутый подбородок, дворянское пренебрежение. Курение, впоследствии свевшее его в могилу. Ферт раскрывает перед нами Альберта, как раковину с жемчужиной внутри. Неторопливо, обещая настоящие сокровища. И не обманывая. Детские воспоминания, мечты, загнанные под спуд желания, долг перед страной. Шикарный образ и заслуженный Оскар.

Второй главный герой картины Лайонел (Джеффри Раш («Лучшее предложение»). Отличный специалист, полный достоинства, показавший нам многие приемы нелегкой логопедической профессии. Психолог, способный разговорить человека, вытянуть наружу скрытые страхи, помочь осознать и победить их. Ставший замкнутому нелюдимому принцу настоящим другом, нарушивший кучу пунктов этикета и протокола. Не переступивший при этом самые важные «красные линии», не допустивший панибратства, давший Берти то, что ему было необходимо. Неудавшийся актер любитель (сцена, когда отличный лицедей играет плохого — хороша). Заслуженное рыцарское звание.

Еще приятнее, что второстепенные образы вышли также на уровне, несмотря на то, что экранного времени у них на порядок меньше. Порой буквально несколько сцен.  

Супруга Альберта (Хелена Бонем Картер («Одинокий рейнджер», «Алиса в Зазеркалье», «8 подруг Оушена»). Настоящая аристократка, верный друг и опора любимому мужу.

Старший брат (Пирс («Секреты Лос-Анджелеса», «Повелитель бури», «Напролом», «Самый пьяный округ в мире», «Прометей», «Чужой: Завет», «Мейр из Исттауна«). Пижон, активно сражающийся со властным отцом. Напрочь проигравший эту битву. Тащащий то, что его покалечило, в свою взрослую жизнь. Ищущий властных, сильных, опытных дам, и с радостью им подчиняющийся. 

Старый король (Гэмбон), сумевший буквально за две сцены нарисовать наполненный, яркий образ властителя старой формации.

Даже у совсем третьестепенных персонажей, типа Черчилля или жены Лайонела есть своя секунда славы.

Фильм о том, как нельзя себя вести с детьми (аудиенции у родителей, полное отсутствие внимания к своим чадам). И это касается отнюдь не только королевских особ.

О том, что все мы родом из детства, и даже аристократическое происхождение не гарантирует встречи с какой-нибудь сволочью, испохабившей нам жизнь.

О том, что короли тоже люди. О дружбе, в которой нуждаются все поголовно, от нищих до цезарей.

О преодолении недостатков. Борьбе со своими страхами и фобиями. Важности осознания, работы с собственными комплексами.

О речи, слове и звуке – важнейших свойствах человеческого существа.

Отлично показывающий еще одну ключевую английскую фигуру  времен Второй мировой (после Черчилля).

Тем более что английские властители известны у нас гораздо меньше своих французских коллег, спасибо Дюма и Дрюону. Слабо мы знакомы с английской литературой, описывающей важных исторических личностей.

Дополненный картинами Англии с ее вечными дождями и туманами. Костюмами, аристократическими особняками, дворцами и соборами.

Эрго. Хорошая разговорная лента без малейших признаков внешнего действия, зато с серьезным внутренним напряжением. Фильм о преодолении, психологии, дружбе и речи, с шикарными актерскими работами, хорошей английской атмосферой.

Режиссер: Том Хупер («Темные начала»)

В ролях: Колин Фёрт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Майкл Гэмбон, Патрик Райкарт, Тимоти Сполл, Роджер Пэррот, Клер Блум, Дженнифер Или

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.