Королевство (The Kingdom), 2007 — рецензия (обзор)

Восток — дело тонкое, или Встреча разных цивилизаций

Саудовская Аравия. В результате теракта в городке западной нефтяной компании гибнет около сотни людей. Для помощи в расследовании ФБР посылает группу спецагентов. У них всего пять дней и огромная куча ограничений, ведь визиту американцев почти никто не рад.

А еще им грозит серьезная опасность, ведь на одном преступлении террористы явно не остановятся.

 

Некогда я краем глаза уже смотрел этот фильм, и он остался в памяти крутым реалистичным боевиком, типа «Падения ястреба» или «Форпоста». Оказалось, воспоминания подвели. Точнее этим самым боевиком лента становится минут на 15 в конце.

Эта четверть часа экшена хороша. Массовая перестрелка в городских условиях. Пули, летящие с крыш и чуть ли не из каждого окна. РПГ, автоматчики, гранаты. Каждый враг. Внушает. 

Понятно, что хорошие парни будто заговорены от пуль и осколков (хотя если присмотреться к манере стрельбы злодеев – в белый свет как в копеечку, держа автомат на вытянутых руках – понятно почему), а плохие отправляются  к Аллаху пачками. Но куда ж без непременных киношных условностей.

Остальное время перед нами исследование взаимодействия двух культур – американской и арабской. И отчасти демонстрация расследования в исполнении команды фбр-овцев.

Взаимодействие происходит сложно. С одной стороны перед нами действительно разные цивилизации.

Жутко отсталые саудиты, ущемляющие женщин, отрицающие алкоголь, не ругающиеся матом. Истово религиозные, почитающие власть, настороженно-негативно относящиеся к западным людям. Жесткие к своим собственным согражданам. Наивные в полицейском деле и вопросах расследования терактов.

Нагловатые-раскованные воспитанники Цитадели демократии. Твердо уверенные в своем профессионализме. Не без оснований – расследование провели как по маслу.

С другой люди везде остаются людьми: любят близких, воспитывают детей, мечтают, строят планы, смотрят сериалы, отдыхают после работы. И далеко не все арабы одинаково фанатичны. Скорее наоборот.

Украшается блюдо спецификой арабской страны (снимали ленту в ОАЕ). Испепеляющая жара, минареты, полумесяцы, верблюды в прицепах и на обочинах, куча людей с автоматами, постоянно ждущих нападения, патрули на крышах, проносящиеся над головой боевые вертолеты, «мир хаоса и насилия» с точки зрения штатовцев.

И непременными внутригосударственными интригами, причем как в Аравии, так и в Штатах. У саудитов ваххабиты («сколько девственниц получишь, умерев за ислам?») и традиционалисты бодаются с правящими принцами. А в США выборы, бюрократия, плюс вечное подсиживание друг друга разными ведомствами, от генпрокурора до ФБР и Сената.

О черном золоте, сделавшем Королевство союзниками США, постановщики говорят лишь в самом начале, в исторической справке, после эту тему не затрагивая. И то верно, речь не о причине, а о следствиях.

Прилетевшие гости, к их чести, не пытаются слишком уж лезть со своим уставом в чужой монастырь. Но западное воспитание никуда не денешь. То матерок проскользнет, то пальцы раскинут, то девица многое покажет, то фбровская выучка наружу полезет.

Что становится причиной множества недопониманий и конфликтов.

Команда ФБР состоит из четырех человек.

Лидер — Флури (Фокс («Соучастник», «Законопослушный гражданин», «Джанго освобожденный», «Штурм Белого дома», «Проект «Сила»). Фокс актер изрядно переоцененный, и тут моего мнения о нем не улучшил. Нагловатый, самоуверенный, деревянный, хоть в боевых условиях себя хорошо проявил.

Сайкс (Купер («Время убивать», «Город воров», «11.22.63», «Маленькие женщины»). А вот старина Купер на уровне. Опытный спец по взрывчатке. Мужик из глубинки. Непосредственный, ироничный, готовый ради поиска улик, которые выведут на виновного, залезть в любую грязь.

Мэйс (Гарнер («Поймай меня, если сможешь», «Далласский клуб покупателей»). Гарнер тут для антуражу. Ну как же без фемины в арабском мире? Как мы еще вам покажем арабских сексистов? Хотя нет, не только для антуражу, но и для помощи товарищам под градом пуль. Пока мужиков носит неведомо где, играть в спасительную руку Фортуны приходится именно Мэйс.

Левит (Бейтман («Козырные тузы», «Хэнкок»,  «Озарк», «Чужак»). Бейтман тут в роли изрядно комического персонажа, насколько это можно допустить, чтобы не порушить честь спецагента ФБР. Боязливый аналитик, чувствующий себя у арабов откровенно не в своей тарелке. И не стесняющийся этого показывать.

Аль-Гази (Бархом). Единственный по-настоящему запомнившийся персонаж со стороны саудитов. Пошедший в полицию под влиянием сериала про Халка. Цепкий, смелый, надежный. Человек, претерпевающий самую ощутимую трансформацию по ходу картины. Из невозмутимого служаки, становящийся искренне заинтересованным в завершении расследования, а затем и другом Флури.

Определенного антагониста (несмотря на наличие пресловутого Призрака) в картине нет. Постановщики тонко намекают, что дело не в конкретном фанатике (не этот, так другой) а в общей ненависти друг к другу и цивилизационном конфликте. Пока мы, теряя близких, загораемся местью и шепчем другу на ухо: «мы их всех убьем», порочный круг неразрываем.

Эрго. Размышление на тему взаимодействия западной и восточной цивилизаций. С неизбежными американскими перегибами. В наличие также 15 минут достойного экшена.

Режиссер: Питер Берг («Хэнкок»,  «Морской бой», «Уцелевший», «Глубоководный горизонт», «22 мили»)

В ролях: Джейми Фокс, Крис Купер, Дженнифер Гарнер, Джейсон Бейтмен, Ашраф Бархом, Али Сулиман, Джереми Пивен, Ричард Дженкинс, Дэнни Хьюстон, Кайл Чандлер, Тим МакГроу, Фрэнсис Фишер, Келли АуКойн, Анна Дивер Смит, Минка Келли, Эми Хантер, Тиджей Барнетт, Омар Бердуни, Раад Рави, Махмуд Сэд, Хези Саддик, Ури Гавриел, Ник Фальтас

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.