Повелитель бури (The Hurt Locker), 2008 — рецензия (обзор)

Война это наркотик, или Сапер ошибается только раз

2004. Ирак. Сержант-подрывник американской армии Уильям Джеймс (Реннер), в отличие от многих других солдат, находил в войне определенное очарование.

Бурлящий в венах адреналин, хорошо выполненная работа по нейтрализации различной взрывчатки, рекордное количество обезвреженных бомб.

Однако крайняя командировка в Багдад выбивалась из ряда его предыдущих визитов на поля Ареса. Джеймс стал больше рисковать, и принимать некоторые моменты слишком близко к сердцу.

А значит, судьба Уильяма и его товарищей может круто измениться.

 

Фильмов, посвященных своим доблестным военным 21 века, американцы снимают немало. Вспомним хотя бы «Падение Черного ястреба», «Уцелевший», «Снайпер» или «Форпост».

The Hurt Locker выделяется из этого ряда благодаря целому букету наград, включая Оскары «За лучший фильм» и «Лучшую режиссуру» (Кэтрин Бигелоу («Цель номер один») стала первой представительницей прекрасного пола, взявшей эту статуэтку).

Картина действительно сильная.

Hurt Locker (прямой перевод — Болеутоляющее) на сленге американских сапёров означает мифологический «ящик боли», в который попадают их коллеги, подорвавшиеся на мине, см.- «сундук Дэви Джонса».

Постановщикам удалось создать шикарное напряжение, накрывающее нас с первых минут. Работа подрывников завораживает трепетом кролика перед удавом. Игра со смертью («Каждое задание это лотерея»), действия, от успешности которых зависят жизни многих людей, противостояние создателей бомб и саперов.

Боевыми буднями саперов на современной войне Бигелоу обеспечит нас сполна. Ведь именно им посвящена картина. Обыденной службе, выездам на задание, редкому отдыху, отношениям внутри команды. Разминирование в самых разных ситуациях и условиях. Осмотр местности перед обезвреживанием бомб. Преследование террористов в ночном городе. И даже одна серьезная перестрелка (хотя саперы аж никак не должны ввязываться в огневой бой, не их задача).

Перчику в происходящее добавляют нюансы службы в огромном враждебном городе.

Сотни глаз, следящих за каждым шагом героев, гражданские, в любой момент способные превратиться в неприятеля. Все как на ладони. Легкости работе саперов эти прицелы глаз не добавляют.

Дополнительного саспенса придает масса кадров, в которых за нашими героями, обезвреживающими бомбы, следит тайный и явно недружелюбный наблюдатель.

Джереми Реннер («Город воров», «Мстители», «Охотники на ведьм», «Афера по-американски», «Убить гонца», «Миссия невыполнима: Племя изгоев»,  «Мстители: Эра Альтрона», «Первый мститель: Противостояние», «Прибытие», «Ветренная река», «Мстители. Финал», «Чёрная вдова», «Соколиный глаз», «Мэр Кингстауна«), чья серьезная популярность началась, пожалуй, как раз с Hurt Locker — хорош.

Адреналиновый наркоман, не нашедший себя на гражданке. Шикарный профессионал, способный обезвредить чуть ли не любую бомбу. Бескрышный парень, сующийся в самое пекло, и влекущий за собой других. Радующийся каждому новому заданию («Повеселимся», «Было клево», «Спокойной ночи, спасибо за участие» ). Беспечный любитель похулиганить. Немного двинутый человек, хранящий под кроватью детали от всех обезвреженных им бомб в компании с обручальным кольцом («это те вещи, что могли меня убить»). При этом аж никак не камикадзе, умирать Уил не собирается («лучший способ обезвреживания, когда остаешься в живых»).

Отличная роль Реннера, создавшего наполненный, живой, запоминающийся образ.

Его партнеры по команде Джереми, конечно, уступают, но подтанцовку создают вменяемую. Показывая нам стандартные солдатские страхи и реакции. Людей, воюющих лишь из чувства долга, всем сердцем стремящихся домой. Боящихся смерти, не склонных рисковать понапрасну. Бойцы, которых подавляющее большинство в любой армии.

Стоит также отметить массу приличных актеров в эпизодических ролях. От Гая Пирса («Секреты Лос-Анджелеса», «Самый пьяный округ в мире», «Напролом», «Прометей», «Чужой. Завет» до Рэйфа Файнса («Залечь на дно в Брюгге», «Гнев Титанов», «Отель «Гранд Будапешт», «007: СПЕКТР», «Не время умирать«). Или Эванджелин Лилли («Живая сталь», «Хоббит: Пустошь Смауга», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Человек-муравей», «Мстители: Финал») – единственный, по моему, женский образ в фильме. Эдакий набор вишенок на торте.

В процессе мы видим интересные особенности современной войны. Как-то влияние привязанностей на действия солдат. Работу военных психологов. Их ошибки при попытке нюхнуть пороху.

Также надо отметить шикарную операторскую работу (номинация на Оскар, ушедший к «Аватару»). Камера постоянно двигается, меняет планы и ракурсы, чуток подрагивает (в меру, не на столько, чтобы это стало раздражающим, но настолько, чтобы добавить реалистичности происходящему), выхватывает колоритные детали, типа ботинка после взрыва или олдового, боевого уличного рыжего кошака, бардака в Багдаде, кучах мусора, руинах домов, грудах щебня на улицах города, где идет война. Дает почувствовать себя в пустыне с ее иссушающей жарой и вездесущими мухами. А затем в пустынных зданиях, где из-за каждого угла может грозить опасность. Сменяет взгляд со стороны, на взгляд изнутри костюма или робота. Останавливает свой и зрителя взгляд на пламени, покореженных телах и машинах, рыдающих, молящихся женщинах и прочих последствия взрывов. Уместно использует рапид в критических ситуациях.

Перерывы между заданиями недолговечны и являются переходными ступеньками между опаснейшими миссиями саперов. Меж тем в полной мере демонстрируя нехитрые солдатские забавы, вроде попоек и состязаний, кто круче.

Заскучать не получиться при всем желании.

Да, недостатки у ленты имеются.

Наша троица саперов, такое впечатление — в любой дырке затычка, занимается порой абсолютно несвойственными подрывникам задачами, шарится без подкрепления и прикрытия в самых опасных местах.

Бухают пацаны не по детски, и в самоволку им сходить раз плюнуть. Неужто саперам все можно?

Также расстроило то, что намеченная линия таинственного наблюдателя растворилась в неведомых далях. И вместо конкретного противника (который напрашивался по многим кадрам) мы имеем дело с бессмысленным и беспощадным невоплощенным духом войны. Впрочем, может так оно и было задумано.

Эрго. Мощная лента о современной войне с ее спецификой, отличной ролью Реннера и шикарно переданным напряжением.

Режиссер: Кэтрин Бигелоу

В ролях: Джереми Реннер, Энтони Маки, Брайан Джерати, Гай Пирс, Рэйф Файнс, Дэвид Морс, Эванджелин Лилли, Кристиан Камарго, Сухейл Алдаббач, Кристофер Сайег, Набил Кони, Сэм Спруэлл, Сэм Редфорд, Фейсал Садун, Барри Райс, Имад Дадуди, Эрин Гэнн, Джастин Кэмпбелл, Малкольм Баррет, Кристоффер Райан Уинтерс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.