Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф (The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe), 2005  

Волшебная страна с коктейлем из моно и политеизма, или Четверо против Зимы (без Кая)

Вторая мировая война. Четырех детей семейства Певенси, как и тысячи других недорослей, отправляют из Лондона, на который сыплются нацистские бомбы, в тихую провинцию. В большой особняк строгого профессора.

Там младшая из них – Люси, во время игр находит огромный платяной шкаф. А в нем дверь в волшебную страну Нарнию.

Где царит безжалостная Белая колдунья, принесшая сюда долгую-предолгую зиму.

Но есть пророчество, согласно которому четверо сыновей Адама и Евы ознаменуют приход перемен и падение Колдуньи.

 

Классика детского фентези.

Перед нами четверо персонажей, каждый из которых несет свой идейный пласт, отвечая за определенную сторону личности юного человека.

Питер – старший брат, олицетворение заботы и ответственности. Поскольку отец на войне, именно на него ложится присмотр за младшими. Паренек, допускает ошибки, позволяет себе резкости по отношения к брату, мучается сомнениями по поводу сил и способностей исполнять роль папы, переживает за малышню. Явный лидер семейства.

Сюзан – следующая по старшинству, апологет логики. Причем когда она действует «логически», из нее льются паршивые предложения (типа бросить меч), и всякое прочее дерьмецо, как-то предложения вернутся домой, бросив нарнийцев разбираться со всем самостоятельно. Самый слабо проработанный член семейства Певенси.

Эдмунд – средний ребенок во всех смыслах. В том числе и по отношению к нему остальных. Питер его шпыняет, пытается «строить», заставляет повзрослеть. Сюзен окатывает женской холодностью. Разве что Люси ничего не требует от брата. Эгоистичный, занырнувший в переходный возраст. Падкий на лесть и сладости. Не особо умный. Вызывающий прямые ассоциации с Каем. Самый трагичный персонаж. Не зря получивший прозвище Справедливый. Ведь только человек, познавший и осуществивший предательство (причем не раз), способен понять и простить самые паршивые людские качества. Также обратите внимание на сцену с фото. Мальчишка неосознанно защищает отца, рискуя жизнью, спасает из-под бомб его фото. Вполне магическое действо.

Люси – младшенькая. Полностью открытое миру солнышко. Целительное начало, полное любви, милосердия, доброты. Распахнувшая дверь в Нарнию, с первой минуты принявшая этот мир.

Каждый из четверки переживет немало личностнообразующих приключений, вырастет над собой, покажет юному читателю/зрителю, как стоит поступать в сложных обстоятельствах. Обозначит преимущество добрых поступков. Укажет на значение семьи и близких, напомнит о том, что ради родной крови порой стоит пожертвовать многим.

Дополнительной наградой для семейства Певенси стала возможность прожить две жизни (минимум). Неплохая «плюшка».

Юные актеры играют слабенько, местами откровенно деревянны, и выглядят изрядно старше своих персонажей (к примеру, 13-летнего Питера играл 17-летний актер). А еще поражают своей морозостойкостью – куда там полярникам. Особенно порадовало купание и вялая реакция на него наших героев. Хоть бы чихнул кто-то! Впрочем, это недостаток простительный.

Бальзамом на душу пролилась значимость гомо сапиенсов, рожденных Евой и Адамом для освобождения волшебной страны. Без человеков зло не повергнешь. Мелочь, а приятно.

Отдельное спасибо за демонстрацию ненадежности «печенек» со стороны Зла. Используют и выкинут, как ненужную вещь. Не введитесь на «печенки», дети, поперек горла потом станут.

Нарния создана как увлекательный микс языческой мифологии и христианских мотивов.

За первую отвечают магия, аллюзии на Благой и Неблагой дома фэйри, противостояние Зимы и Лета, аналог стоунхенджа. И неимоверное количество различных живых волшебных существ (законный Оскар за грим). Грифоны, великаны, фавны, минотавры, циклопы, гномы, кентавры, русалки, гарпии. Кого тут только нет!

И, безусловно, говорящие животные, ставшие одной из визиток Нарнии. Потрясное семейство бобров с их милыми диалогами. Хитрый лис, боевой носорог, ездовые кони.

За вторые – любовь к рождеству и Аслан.

Льюис хорошо относился к кошачьим (а вот собак, похоже, недолюбливал). Его Великий Кот прекрасен. Прямая ссылка на Христа с Воскрешением, а также на одного из апостолов (Лев – символ евангелиста Марка). Жертвенность, покровительство героям, четкое соблюдение свободы воли: вы сами должны набивать шишки, проходить этапы духовного роста, принимать решения.

Антагонистка в исполнении Тильды Суинтон  («Отель «Гранд Будапешт»», «Доктор Стрэндж», «Суспирия», «Мстители. Финал») тоже на уровне. Хотя Тильда не демонстрирует здесь актерских подвигов, ее Снежная королева Джадис внушает. Холодно-прекрасна, изысканно-смертоносна, презрительно-царственна.

Кроме Тильды из известных лицедеев в наличии Джеймс МакЭвой («Люди Икс», «Сплит», «Погружение», «Взрывная блондинка», «Стекло», «Оно-2», «Темные начала») со своим Тумнусом. Он поразительно мил, интеллигентен и геройски-смел. Точнее не так. Героем его не назовешь, а вот созданием, сумевшим пересилить свой страх – вполне. А это даже ценнее, чем упоротый героизм.

Приключений в ленте вагон и маленькая тележка. Хватает напряженных погонь, одна из которых снята в стиле преследования Фродо назгулами. Подарят нам глобальное финальное сражение с использованием практически всех родов войск, вплоть до бомбардировочной авиации.

Картинка большей частью на уровне, хотя порой компьютерность персонажей и задников бросается в глаза. В частности подвели олени колдуньи. Странновато, к 2005 году такие косяки становились уже исключением.

Ну и как же в очередной раз не восхитится природой Новой Зеландии, из Средиземья переквалифицировавшейся в Нарнию. Зеландия форевер!!

Да, при всех своих достоинствах, фильм детский и откровенно проигрывает по глубине и масштабу тому же ВК. Однако фентези много не бывает.

Эрго. Классическое подростковое фентези с мощным моральным посылом и вменяемым воплощением.

Однако кто ценит книжный первоисточник, экранизацией недовольны. Впрочем, лично я могу припомнить лишь один обратный пример, когда экранизация сильнее оригинала, и зовут его «Звездная пыль».

Что самое любопытное, изменения, внесенные постановщиками, критичными не выглядят. Дети в книге более дети, чем в фильме (о возрасте актеров я уже говорил), и реагируют на происходящее по-детски. Чуть лучше раскрыты личности ребят, благодаря внутренним монологам и описаниям. Эдмунд однозначно «купился» на волшебное лакомство, которое всерьез влияет на поступки реципиента. Четче показана божественная природа Аслана (хотя, казалось бы, куда уж четче). Больше раскрыта темная жертвенная сторона древней, языческой магии. Но даже при этом есть нюансы, делающие волшебство аж никак не полностью злой стихией. Рассказано о происхождении Колдуньи, а сама она выглядит более мелкой, чем в исполнении Тильды. Меньше Тумнуса (слабо использовать харизму МакЭвоя было бы грешно). Фраза Санты насчет девочек и сражений, относилась к обеим сестрам. Нет лиса и сцены на реке. Битва описана в паре строк (в этом Люьис схож с Толкиеном, тот тоже не любил: «твои пацаны туда, мои – сюда»).

Собственно, практически все. Если не считать совсем уж мелочей, типа второго льва или доброго великана.

Режиссер: Эндрю Адамсон

В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моусли, Анна Попплуэлл, Тильда Суинтон, Джеймс МакЭвой, Джим Бродбент, Киран Шах, Джеймс Космо, Джуди МакИнтош

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф (The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe), 2005  

  1. Олександр говорит:

    Взагалі-то історія білої відьми описана в Небіжі Чаклуна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.