Р. Дж. Баркер «Костяные корабли». — М.: Эксмо: Fanzon, 2021. Серия: Fanzon. Наш выбор (Первый роман трилогии «Дитя приливов»).
В морях Юрского периода, или Хозяин Архипелага
Бескрайнее море. Война, идущая поколениями, причины которой уже давно позабыты. Корабли из костей морских драконов. Гордые. Завораживающие. Белоснежные.
Но есть и другие – суда, чья команда состоит из приговоренных к смерти.
Именно такому черному кораблю выпадает шанс не только прикоснуться к легенде, отыскав существо, которое никто не видел уже столетиями. Но и сделать первый шаг к прекращению бессмысленной войны.
Или сгинуть в небытие, отправившись в гости к Старухе.
Морское фентези, свежим бризом навевающее воспоминания о Хорнблауере? Отчего ж не почитать.
В первую очередь «Корабли» радуют местом действия. Изучать социальные и природные особенности мира Баркера можно долго и со вкусом. Перед нами Архипелаг, забитый как суп клецками островами разного размера и формы. С часто встречающимся мелководьем и невероятным количеством различных хищников, готовых попробовать на зуб все, что окажется в воде. Прям «Прогулки с морскими динозаврами», право слово. А уж фамилии у тварей какие! Ловушки киля, пожиратели корпусов, клювозмеи, длинноцепы, и как вершина здешней пищевой цепи – морские драконы-аракисианы. Неудивительно, что большинство из здешних моряков и жителей островов не умеют плавать. А зачем? Умеешь, не умеешь – все равно сожрут. Что уж говорить о пляжном туризме. Праздник какой-то, а не море!
На воздухе тоже не парадиз. То гигантские птицы, уносящие человека в когтях, то птахи поменьше, готовые выклевать глаза заснувшему. То наземные чудища, с которыми встречи не пожелаешь никому. В здешнем мире явный перебор хищников (что ж они жрут-то, когда «здесь нет хоббитов»?). Или тутошние человеки чем-то явно прогневали здешних богов? Точнее богинь.
Как в воду глядел! Возьмем хотя бы «Проклятие Старухи» – большое количество младенцев рождаются с физическими отклонениями разной сложности, считаются расходным материалом и людьми третьего сорта («слабая кровь»). Но даже если ты родился безупречным – но при этом первенцем — твоя судьба незавидна. Быть принесенным в жертву кораблям Флота, превратившись в дарующий удачу огонек зоресвета. Дети, ложащиеся на алтарь, становятся одной из основной причин продолжения войны, ведь чем больше младенцев ты украдешь у врага – тем меньше нужно будет умертвить своих.
В этом мире кондовый матриархат и откровенный психоз на тему рождения здорового потомства. Родить такого ребенка – верный путь наверх в ряды аристократов-дарнов. Руководит Сотней Островов, к примеру, баба, принесшая на свет 13 здоровых младенцев. Система правления и повышения в чинах нетривиальна. Мужикам остается лишь стремиться к статусу Избранников – племенных жеребцов, обладающих «исключительной фертильностью» (хотя это латинское слово, употребленное автором, в другом мире смотрится не слишком уместно, суть передает верно).
А еще культ Флота. К фермерам, ремесленникам, охотникам, сухопутной страже, даже рыбакам, моряки испытывают натуральное презрение, пренебрежительно обзывая их «Привязанными к камню».
Любопытны игры автора с морскими терминами. Баркер старается максимально подобрать собственные версии вместо привычных нашему уху названий должностей и частей судов. Не капитан — а супруга/супруг корабля. Не якорь — а стоп-камень. Не матросы — а дети палубы. Не мачты – а позвонки. Не паруса – а крылья. И даже не ходить по морю или плавать — а летать. При этом на месте мелочи типа матросских (морских) сундучков или любимых всеми капитанами эпохи парусного флота плеток. Строят здешние суда, как вы уже поняли, не из дерева, с которым, как и с камнем, на островах напряженка, а из костей драконов. Используя также высушенные стебли, стволы некоторых растений и крепчайший клей.
Автор обеспечил нам классическое морское приключение-квест «плавание в далекие края». Что-то вроде «Хозяина морей» в море Юрского периода. Корабль, полный смертников, не приспособленный ни к боевым действиям, ни к продолжительным путешествиям. Отчаянная капитан/ша, берущая разгильдяев в ежовые рукавицы. Подозрительно удачная спайка команды в одно целое (за рядом исключений). Суровые будни. Подготовка к походу. Изматывающие тренировки. Опасное плавание. Ожидание встречи с кораблем заклятой вражины. Обстрелы из дуголуков, заменяющих тут артиллерию, абордажи, предательство, говорящие и приносящие удачу попугаи (пардон, мертвоптицы) и прочее йо-хо-хо!
Развитие сюжета идет не слишком рьяно, все же в планах у автора трилогия (уже полностью вышедшая на английском), будем честными, повествование можно было бы подстегнуть. А пафоса подубавить (частые вопли «Мы – Флот!», обращенные к смертничкам, начинают раздражать). В первой половине книги действия не слишком много, хотя единственное сражение смотрится вполне бодро. Тут автор скорее разбрасывает многочисленные крючки и развешивает по стенам кают арбалеты на будущее. Ростки измены, ожидание бунта и встреч с личными врагами, незаконченные дела. Все как полагается.
В дальнейшем эти линии получат логичное продолжение. С экшеном после экватора Баркер также исправляется. Показывая нам баталии на море, в частности классическую битву нескольких кораблей, с тактическими ходами, флотским братством, презрением к смерти. И на земле. Масштаб невелик, несколько сотен бойцов максимум, но градус напряжения на высоте.
Заодно Баркер медленно и последовательно погружает нас в свой мир. То познакомив с легендами о его создании. То показав поближе матерей, теряющих первенцев. То открыв некоторые нюансы властных структур и устроения социума. То погрузив в процесс заряжания и стрельбы из большого дуголука. То поставив перед проблемой налаживания отношений с Ветрогоном корабля (Говорящие с ветром – маги, управляющее дыханием Борея, нелюди, произошедшие от птиц). То озаботив союзом с местным криминалом. То позволив восхититься циклопическим хребтом, разделяющим Архипелаг на две части. Вон проплывает под водой невообразимых размеров дракон (голова как судно). А вон аракисиан уже на поверхности, ловит ветер (да они и так могут) обгоняя корабли, поднявшие все паруса (пардон, крылья). А вон уже показались желающие ему смерти – мы же помним, что человек кого угодно со свету сведет, невзирая на размеры — за долгие века появился не один вариант умерщвления аракисианов. А вон пронзающий небеса и поющий ветрошпиль, без которого ветрогоны буквально жить не могут.
Герои напротив, не стали самой сильной стороной книги. Фактически протагонистов у нас двое, все остальные создают массовку той или иной степени вовлеченности в сюжет.
А точнее один, от лица которого в основном и идет повествование.
Джорон Твайнер. 19–летний парень, познавший гибель родителей и несправедливость общества. Убивавший и получавший удары. Приговоренный к смерти и отправленный на Черное судно. Поносивший на голове шляпу супруга корабля (здешние регалии – шляпы да повязки). Слабый боец, не чужд трусости, но способен на решительные действия, когда припрет. На протяжении книги Джорон демонстрирует неплохое развитие образа. Из тряпки, слизняка, желающего лишь чтобы его не трогали, заливающегося алкоголем, не имеющего ни малейшего авторитета у команды, он становится другим человеком. Благодаря второму протагонисту Твайнер постепенно превращается в отличного офицера, а также находит абсолютно неожиданную и невозможную на первый взгляд дружбу.
Второе место по авторскому вниманию принадлежит Удачливой Миас. Первенцу повелительницы Сотни островов. Той кто живет не благодаря, а вопреки. Бесстрашная, харизматичная, жесткая. Одновременно наслаждающаяся битвой и сокрушающаяся по поводу непрекращающихся смертей. Ввязавшаяся в безумную авантюру – попытку остановить бессмысленную войну. Мы не знаем, что именно произошло у Миас с матерью, почему девушка оказалась на Черном корабле. Что добавляет образу изюминки.
По первому роману множество моментов и нюансов мироустройства остается за кадром (кроме Архипелага на карте «не бысть ничего»?), возможно следующие книги трилогии ситуацию исправят.
Эрго. Морское приключенческое фентези в стиле классиков, с любопытным фантдопущением о драконах, как строительном материале для судов, и мире, наводненным хищниками.