Дочь времени, Тэй Дж.

Джозефина Тэй «Дочь времени». — М.: Флюид ФриФлай, 2004. Серия: Роман с преступлением

«Тоунипанди высшего качества», или Уильям, ты не прав!

Сыщик Скотланд-Ярд Алан Грант после неудачной погони за преступником надолго прикован к больничной койке. Мучают детектива не столько боли, сколько скука. В попытке отыскать оружие для борьбы со своим главным на сей момент врагом, Алан берется за расследование.

Но не за нераскрытое ограбление, случившееся в Лондоне, или йоркширское убийство. Нет.

Грант ставит себе за цель узнать, что произошло в английской столице много столетий назад. Во времена, когда правило «чудовище, которым пугают детей». Ричард III. И кто на самом деле был виновником преступления, в котором обвинили этого «самого знаменитого убийцу всех времен с лицом святого».

А когда Грант берется за дело, истине не скрыться даже за пеленой веков.

 

Историческая реконструкция, особенно корректирующая «общеизвестные» факты и созданная талантливым автором, всегда смотрится «на ура» (вне конкуренции тут «Спартак»).

Элизабет Макинтош, она же Джозефина Тэй – шотландская писательница, известная своими детективными романами (самые популярные – цикл о Алане Гранте, где наш сегодняшний герой стал пятой по счету книгой), для своего исторического исследования выбрала не самую узнаваемую в наших палестинах личность. Ну еще один Бориска, замучавший царевича, ну еще одна трагедия Шекспира. В наших не очень, а вот в Британии – наоборот. На Туманном Альбионе о Ричарде III знают даже первоклашки (любопытно показаны исторические знания британцев, каждый из которых, скромно заявляя, что слабо разбирается в истории, тем не менее, может предъявить собеседнику пару-другую фактов или легенд по интересующему того периоду или личности). «Самый знаменитый убийца всех времен» (где-то в закопченном адском чане укоризненно забулькал смолой один Адольф). Горбатый монстр. Воплощение пороков и раскаяния.

Но что если все не так просто?

Название романа отсылка к Фрэнсису Бэкону с его: «Правда — дочь времени, не власти».

Скучающий в больничке полицейский из Скотланд-Ярда устраивает настоящее расследование по всем канонам детективного искусства. Анализ разных источников. Сопоставление фактов. Выяснение, кому выгодно. Изучение правдоподобия и логика действий фигурантов. Физиогномика. Психологическое изучение влияния жажды власти на человека. Перебор версий. Составление списков тех, кто выжил, хотя должен был умереть в царствие Ричарда, а также его врага и местоблюстителя. Попытки понять логику действий людей, отловить странности их поведения.

Алан Грант недурен. Ироничный, язвительный и умный сыщик, чье увлечение изучать людские лица становится спусковым крючком сюжета. Алан подходит к делу беспристрастно, основываясь лишь на своей интуиции и профессиональном опыте. Улавливая ложь и недоговоренности в трудах историков. Применяя знание психологии и людской природы. На изрядное время вживаясь в Альбион времен Ричарда.

Ожидать полного погружения в эпоху, как в том же «Дьяволе», переносящем нас в английскую действительность чуть более позднего периода, не стоит. Но кое-что о Ричарде и Англии 15-го века вы, безусловно, узнаете.

Ностальгия по зеленой Англии. Бардак в стране во время войн Алой и Белой Розы. Бардак, тем не менее, слабо затрагивающий обычное народонаселение. Отношения между Йорками и Ланкастерами. Будни высшей знати. Влияние личных качеств королей и их приближенных на общую картину. Методы действия венценосцев и их противников.

Но еще интереснее даже не восстановление светлого имени отдельно взятого Ричарда (серьезной точкой бифуркации в истории страны его смена на Генриха не становится), а размышления об Истории (которую пишут победители), и том, как создается вотчина Клио. Ведь ее ученые адепты вместо фактов частенько кормят потомков обманом, фальсификацией или пропагандой: намеренно, пытаясь получить плюшки от власть предержащих,  или по скудоумию и наивности. Искажают события, рисуют мифические картины, которые через столетие-другое становятся непреложной истиной. А если подключаются талантливые жрецы искусства – и вовсе ничего никому не докажешь. Ведь «40 миллионов школьных учебников не могут ошибаться?».

Вишенкой на торте — молчание очевидцев, влияние мнения толпы, раздувание инцидента ради своей выгоды. Черт, а это точно касается лишь преданий старины глубокой? Или время от времени происходит прямо на наших глазах?

Автор разбирает роль очевидцев и первоисточников. Ведь хотя «врет как очевидец» стало распространенным мемом, зачастую записей современников события и вовсе не достать. А история пишется «из чужих уст» спустя некоторое, порой долгое, время после произошедшего. Приводит любопытные примеры своих слов, как-то нюансы с «мучениками» из шотландской истории.

А Тоунипанди — городок в Уэльсе, где произошел «расстрел валлийских шахтеров» (на самом деле обошлось парой расквашенных носов) и вовсе становится девизом и вывеской тех самых искажений.

Да, книга рассчитана в первую очередь на британцев и тех, кто не чужд истории. Но пищу для размышлений она способна дать и тем, кто крайне далек от Туманного Альбиона, и привык воспринимать на веру любые исторические конструкции.

Эрго. Приятное детективно-историческое научпоп-исследование, не только рисующее объемную фигуру Ричарда III, устраняя немало мифов, связанных с этой фигурой, но и позволяющее поразмыслить об истинности Истории, которую мы знаем. 

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.