Шерлок Холмс (Sherlock Holmes), 2009 — рецензия (обзор)

Брутальный детектив, или Американский Шерлок

Конец 19 века. В Лондоне орудует маньяк, проводящий ритуальные убийства девушек. Шерлок Холмс и его верный друг доктор Ватсон находят злодея, передавая его в руки правосудия.

Однако дело на этом не заканчивается. Виновный – один из высших лордов империи, похоже, связан с Темными силами, и как его остановить, неясно даже лучшему сыщику всех времен и народов.

 

Великий детектив, созданный Конан Дойлем, регулярно гостил на больших и малых экранах. У нас «неперевершеним» считается образ созданный Ливановым, однако для людей 21 века Холмс скорее ассоциируется с Камбербэтчем, появившимся на свет в 2010 (Беня, похоже, многое взял от Холмса Дауни). Годом ранее Гай Ричи («Аладдин», «Джентльмены», «Гнев человеческий», «Операция «Фортуна») выставил на суд общественности свою версию Холмса. Динамичную, американскую, брутальную, комиксоидную. Во многом привлекательную, но почти лишенную одного важнейшего момента.

Холмс Дауни («Мстители: Финал«) – харизматичен, ироничен, эпатажен, агрессивен. Местами неловко-придурковат, по словам Катерины. У людей, привыкших к классическому образу великого детектива, способен вызвать самое натуральное отторжение (хороший мужик – но ни разу не Холмс). Дауни не забывает уделять время обязательным чертам Шерлока – скука в перерыве между делами, нелюдимость, увлечение скрипкой, химия, пальба по стенам. При этом постоянно ввязывается в потасовки, и даже дерется за деньги на подпольных боях. Нагл, самоуверен, на дух не переносит невесту Джона. А главный недостаток Холмса Дауни – чрезмерное использование ног и кулаков взамен гениальных мозгов. Здешний Шерлок много и бестолково бегает, бьет морды, порой забывая об использовании главного оружия – интеллекта.

А вот их дуэт с доктором вышел знатным. В отличие от многих версий, когда Шерлок довлеет над Джоном, в ленте 2009-го перед нами практически равноправный союз двух сильных личностей. Здешний Холмс всецело признает достоинства напарника и порой просто не может без него. Ватсон в исполнении Лоу (обзор творчества тут) («Гаттака», «Талантливый мистер Рипли», «Заражение», «Хранитель времени», «Отель «Гранд Будапешт», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», «Третий день», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора«)  показывает неплохие дедуктивные способности и даже спасает Холмсу жизнь.

Постановщики несколько раз демонстрируют ход мысли ГГ, причем используя для этого не только закадровый голос но и еще один любопытный прием – предварительную прокачку ситуации в мозгу протагониста, дважды прокручивая зрителю одну и ту же сцену – в воображении героя и в реальности.

Движухи в фильме просто немеряно. Драки, погони, перестрелки, взрывы, эпический поединок с громадным французом. С экшеном постановщики попросту перебарщивают, создавая классический американский аттракцион-комикс. Стоит также отметить нечастый в холмсиане мистический элемент. Антагонист долгое время подается как самый натуральный черный маг, способный попирать саму смерть.

Картинка Лондона 19 века вызывает противоречивые чувства. С одной стороны хватает натуралистичных сцен с червями и трупами (хотя до того же Франкенштейна по грязи и натурализму картине Ричи далеко). Карет и нарядов, обширной массовки, изображающей горожан. Красивых готических ночных сцен. С другой, особенно днем при панорамных съемках – четко читаются неестественные, глянцевые декорации, изображающие дома столицы Британии. Обидно.

Из героев кроме основной парочки можно отметить злодея в исполнении Марка Стронга («Звездная пыль», «Шпион, выйди вон!», «Джон Картер», «Цель номер один», «Прежде чем я усну», «Игра в имитацию», «Шазам» , «1917», «Тар«). Инфернальный тип, полный замыслов об изменении мира. Замыслов, правда, достаточно странных. Давайте создадим великую империю и вернем Америку! А ничего, что на 1890 год Британия и безо всяких Блэквудов была именно что Великой Империей, над которой никогда не заходит солнце?

Адлер (МакАдамс («Настоящий детектив, 2-й сезон», «В центре внимания», «Левша») Та женщина – единственная любовь Холмса. Постановщики предприняли смелое решение, сделав шаг, на который не решались ранее. Холмс и Ирен в этой реальности не просто оппоненты и тайная страсть друг друга – но любовники с длинным шлейфом отношений. Здешняя Адлер несколько простовата и не всегда тянет на Ту женщину, как ее представляешь по Конан Дойлю. Ведь опять же, Холмс «повелся» в первую очередь на мозги – а героиня МакАдамс особо интеллектуальным человеком не выглядит.

Эрго. Американская версия брутального Холмса, созданная в комиксоидном духе. Полная динамики, драк и погонь. За которыми постановщики практически позабыли о детективных талантах Шерлока и работе его ума.

Режиссер: Гай Ричи 

В ролях: Роберт Дауни мл., Джуд Лоу, Рэйчел МакАдамс, Марк Стронг, Эдди Марсан, Роберт Мэйллет, Джеральдин Джеймс, Келли Райлли, Уильям Хьюстон, Ханс Мэтисон, Джеймс Фокс, Уильям Хоуп, Клайв Расселл, Оран Гурел, Дэвид Гаррик, Кайли Хатчинсон, Эндрю Брук, Том Уотт, Джон Кирни

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.