Ким Стэнли Робинсон «Годы риса и соли». — М.: Эксмо: Fanzon, 2020. Серия: Sci-Fi Universe. Лучшая новая НФ
Книга странствий, или Земля без христиан/Под крылом реинкарнации
14 век. Эпидемия чумы опустошила Европу. Буквально. Выжили единицы. О христианских государствах можно позабыть.
Отныне и навсегда знамя людской цивилизации в руках буддистов, народов ислама и китайцев. Именно им предстоит заново обживать европейские земли, открывать Америку, развивать философскую и религиозную мысль, двигать науку и прогресс.
И выйдет это у них аж никак не хуже, чем у поклонников Иисуса. Но получится ли у них лучше?
Американец Ким Робинсон («Красная Луна») известен в первую очередь своей обширной научно-фантастической трилогией о Марсе («Красный Марс», «Зеленый, Голубой Марс»). Но пишет Ким не только Science fiction, среди его работ в частности наш сегодняшний герой – завораживающее полотно альтернативной истории, по погружению, атмосферности, детализации, вызывающее ассоциации с работами Кея, а затравкой сюжета с Дарвинией.
Ким вроде как пишет альтернативку, но, как и у Кея, его роман глубоко историчен и знакомит читателями с реальными особенностями некоторых земных наций. Причем, далеких от европейского читателя. Невзирая на увеличение числа авторов фантастики, строящих произведения на восточных культурах, ход еще не сильно затасканный.
Тем паче, что Ким рисует воистину глобальное полотно, показывая нам земли от Индии до Китая, от Азии и Америки (точнее Инчжоу) до Испании. Пролистывая не просто десятилетия истории нового мира, но целые века (доходя в повествовании до 2002 года).
Перед нами десять разделов, в каждом из которых писатель делает акцент на немаловажном аспекте здешней истории или людского бытия. То показывает вымершую Европу сразу после катаклизма, и потихоньку вводит нас в мир без христиан. То забрасывает в индийские джунгли, прямиком в когти тигра/цы. То отправляет на повторную колонизацию старушки Европы, перед этим завернув в священную Мекку, заодно размышляя о законах ислама, в частности касабельно женщин (далеко не последний раз) и властителей. То дает возможность прикоснуться к самому началу Великих географических открытий по-китайски. То погружает в дебри научных исследований в атмосфере арабских держав (от этой главы так и веет шикарной «Ртутью»). То знакомит с жизнью, спортом и восхитительным социальным устройством американских индейцев. То вновь возвращает в Китай, ставший властителем огромной части мира, демонстрируя конфликты и взаимодействие ислама и конфуцианства. То радуется за индийскую коалицию, несущую свое представление об идеальном мире с помощью доброго слова, шпионов и передовых военных технологий. То погружает в перипетии Мировой войны (единственной, но длящейся больше 60 лет) между странами ислама и Китаем.
Некоторые разделы более подробные и обширные, некоторые менее, но свою роль выполняют на пять баллов, создавая подробную и завораживающую картину индо/арабо/китайской Земли (отдельное спасибо за верблюжьи силы вместо лошадиных). Стоит отметить частое использование (особенно в начале) белого стиха, дополняющего и продолжающего прозу.
Фигурантами в романе Робинсона станут лучшие: философы и ученые, мыслители и первооткрыватели. Есть высокие с социальной точки зрения судьбы людей, живущих у тронов владык, есть гомо сапиенсы среднего класса. Да, низшего слоя мы почти не увидим, но и надоевшей зажравшейся аристократии будет по минимуму.
Люди, в большинстве своем, регулярно отправляющиеся в странствия и путешествия. Самые различные — в физическом теле, философские, религиозные, научные, когда внешние, когда внутренние. Но неизменно глубокие и увлекательные.
Имеется в романе Кима еще одна неординарная фишка. Герои Робинсона, которых мы видим в разные времена и в разных землях, на самом деле крепко-накрепко связаны. Принадлежа к одной джати – кармической, инкарнационной семье или кластеру.
Ведь реинкарнации в здешнем мире не мистическая теория, а реальный факт. Каждая из частей книги заканчивается сценами в Бардо – потустороннем месте, где происходит суд над душами и передышка перед следующим воплощением. Опять же, идея не уникальная, из книг, где инкарнации с кармой становятся важным рычагом сюжета, с ходу вспоминается Муркок с Вечным воителем, да Олди с Карпом, а из фильмов: 8 чувство с Бесконечностью, но неизменно интересна.
Ким проработал эту арку на высочайшем уровне. Все главные герои романа – это одни и те же души (обратите внимание на первые буквы имен персонажей во всех разделах), раз за разом возвращающиеся на Землю (не только в людских телах). Со временем, встречаясь во время воплощений (а у членов одной джати такие встречи практически неизбежны), начинающие ощущать эту связь, терзаться обрывками воспоминаний о былых жизнях. А собираясь в бардо, искренне возмущаться усталостью от повторения сложных жизненных обстоятельств, бессмысленностью и глупостью смертей. Впоследствии даже решаясь пойти против воли властителей бардо и попытаться что-либо изменить. Доказав, что память прошлых жизней лишней не бывает.
Да, смена главных героев, которых мы увидим не один десяток, не слишком комфортная штука для читателя. Да, вторая часть романа кажется слабее, чем первая. Да, порой автор слишком углубляется в религиозные или научные размышления персонажей. Да, можно попенять за циклопический размах, не позволяющий проникнуться бегом времени и отследить нюансы отношений в новом мире. Неспешный темп, упорное невнимание к сражениям и прочему экшену. Излишний акцент на феминизме. Чрезмерный объем, непривычный для современного читателя и увлечение описательными монологами.
Но, несмотря на все нюансы, Киму, уже не в первый раз, удалось создать глубокий и неординарный роман.
Эрго. Глобальное полотно альтернативной Земли без христиан.