Девушка, подающая надежды (Promising Young Woman), 2020 — рецензия (обзор)

Не умеешь пить – не пой!, или Наказание маскулинности

Кассандру Томас вряд ли кто-то обвинил бы в обыденной, скучной жизни. Каждую неделю женщина наведывалась в разные ночные клубы, где изображала вусмерть пьяную и доступную девицу.

На которую как мухи на… мед слетались подвыпившие, не особо здоровые психологически мужчинки. Вот только результат этого знакомства был не таким, как они предполагали.

Томас не была ни садисткой, ни маньяком, ни чокнутой. А вот женщиной, мстящей за свою подругу – однозначно да. Но что если ей подвернется возможность не «бить по площадям», а поквитаться с тем, кто действительно виновен?

 

В патриархальном, мужском мире представительницам слабого пола приходится несладко, хотя некоторые милые дамы уже отыскали способ справляться с давлением («Джессика Джонс», «Убивая Еву»). В частности это касается юных девиц, бросающихся в омут институтского веселья. Порой это ломает им жизнь. Или вовсе лишает ее.

Кто все-таки виноват в происходящем, решили разобраться постановщики «Promising».

Воспользовавшись для этого помощью неординарной феминистической протагонистки.

Кэсси (Маллиган («Драйв», «Великий Гэтсби») – способная, неглупая девушка, мечтающая стать врачом. Поступившая в колледж и ставшая там одной из лучших. Не особо красивая, не слишком общительная. Крепко-накрепко сошедшаяся лишь с одной девушкой. Считающая ее половинкой самой себя. А потом, в результате действий одного человека, эту половинку из Кэс выдрали. С кровью.

Через семь лет после трагедии перед нами уставшая, с поломанной психикой 30-летняя женщина, забросившая мечту, тянущая лямку, продавая кофе в маленькой забегаловке. Эдакий падший ангел, что дополнительно подчеркивается регулярными нимбами над головой, создаваемыми светом, интерьером на задних планах. Не имеющая ни друзей, ни парня. Позабывшая о собственном дне рождения. Живущая с родителями, вызывающая у них кучу эмоций от сопереживания до желания посильнее пнуть ее в направлении нормальной жизни. Но эта самая жизнь Кассандре даром не нужна. Она тратит все свои усилия, энергию и время на месть. Сперва мужскому племени как таковому, а затем конкретным личностям, ставшим виновниками разрушенных жизней ее и подруги.

Да, с психикой у Кас определенно непорядок, что вполне логично. При этом Томас не опускается до атак на обычных прохожих. Она подставляется и подставляет одновременно, но клюнут на это только мужики, уже ставшие на путь к психопатии. Те, кто своими действиями может сломать не одну девичью судьбу. И даже тогда мстительница не опускается до их уровня, оставаясь в определенных рамках, скорее не физического, а психологического воздействия.

Ясно, что при столь наполненном досуге времени на личную жизнь не остается. Да и не тянет, понятное дело. После такого количества самцов оглашенных (полная тетрадь со «сбитыми), не считающих женщину ничем большим, чем кусок мяса.

Образ у Маллиган получился не сильно гармоничным, но наполненным. Человек, расходующий себя на месть, позабывший о счастье общения, дружбы, любви. Переживший слом личности, утрату любых надеж и иллюзий. Встретивший вдруг мужчину, изрядно отличающегося от привычных ей потных клубных мужиков. Хорошего парня, с которым есть о чем поговорить, приятно провести время, и возможно даже влюбиться. А может и подумать о возвращении к нормальной жизни.

Ах если бы не ряд случайностей и некоторые собственные действия (мстить не только ты умеешь, доказано Мэдисон)! Давно похороненным грешкам юности следует лежать в земле.

На протяжении всей ленты постановщики играются со зрительскими ожиданиями (а вот она сейчас их как!.. а они ее… ! ну теперь то…! неужто все наладится…!  ) и сменой жанров. Начинаясь как триллер о маньяке, лента превращается в историю потерянного человека, перетекая в мелодраму, а затем снова возвращаясь к «трепету» и взрослой трагедии. Все это время с нами психологическое исследование «косяков» патриархального общества и его отношения к дамам.

Идейная основа картины на первый взгляд практически безупречна.

Однако, если присмотреться, имеются нюансы. Как всегда.

Итак, перед нами типичный пример использования беззащитных юных дам, и уход от наказания за свои действия.

К тому, что представитель сильного пола, опустившийся до сексуального насилия, виновен – вопросов нет. И обязан нести за такие выбрыки ответственность. Вдобавок, какой нормальный мужик будет напаивать девушку до бесчувствия, а потом удовлетворять свою страсть, будто с резиновой куклой? Это по ведомству психиатрии, однозначно. Стоит отметить, что большинство мужских персонажей ленты относятся именно к клиентам психиатра. Ну или подкаблучникам, как отец.

Плюс постановщики прошлись по общественной реакции на такие происшествия. Сомнения всегда толкуют в пользу парней («не доказано — невиновен», или предлагаете вернуться к суду Линча?). Начальство сперва не верит, а затем всегда будет пытаться скрыть инцидент, чтобы не порочить славное имя заведения. Подруги и однокурсники станут на сторону харизматичного мальчика, а не пьяной в хлам девочки. И даже если дело дойдет до суда, с нынешним развитием соцсетей легче легкого отыскать грязь на невинную жертву. «Одно пьяное фото с вечеринки – и присяжные будут настроены враждебно». Бездушная система. Маскулинная реакция. Кто бы спорил.

Вроде все верно. Однако меня несколько озадачило один момент. Преподнесение женщины как жертвы, априори обреченной на заклание. Мол, если мужчины решат захомутать девчоночку – они своего добьются. Коли уж бедный ягненок-студент попал на вечеринку – пиши пропало. Только стойкая подруга может спасти от беды. Тут мы приходим ко второму насторожившему моменту. Полному отрицанию мозговой деятельности у юных дам. Протагонистка с горькой иронией выдвигает тезис: «счастья девушкам мозги не приносят». Тут же признавая, что этими самыми мозгами никто пользоваться и не собирается. Зальем их алкоголем, и дело с концом.

 «Так что не надо было пить?» — негодующе-обвиняюще спрашивает героиня. Точняк! Не умеешь пить – не пой!

А то юной даме ты легко прощаешь то, что «она ж ребенок», который если видит соску с водкой, не оторвется от пойла, пока не вырубится. А вот со второй стороной: «они же дети» (злые, жестокие бесхвостые обезьяны, бунтующие против норм морали) по мнению протагонистки не работает.

Ну и с хахалем как-то нехорошо получилось. Адекватный мужик, допустивший когда-то не ошибку даже, а оплошность. Давным-давно загладивший ее спасением десятков детских жизней. Нет, нашему воплощению мести этого недостаточно.

Также фильм стал еще одной отличной иллюстрацией спорности даже хорошо остывшего блюда. Отведав которое, разрушилось еще с полдесятка жизней.

Справедливость? Или что-то другое?

Эрго. Феминистическая трагедия с элементами триллера, препарирующая еще один «косяк» патриархального общества.

Режиссер: Эмиральд Феннел

В ролях: Кэри Маллиган, Бо Бёрнэм, Элисон Бри, Клэнси Браун, Дженнифер Кулидж, Лаверн Кокс, Крис Лоуэлл, Конни Бриттон, Адам Броди, Макс Гринфилд, Кристофер Минц-Плассе, Альфред Молина

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.