На гребне волны (Point Break), 1991 — рецензия (обзор)

В погоне за адреналином, или Деяния Архата

Молодой спецагент ФБР Джонни Юта (Ривз), получивший назначение в Лос-Анджелес, до зубовного скрежета хотел проявить себя на первом месте работы. Посему парень был готов на все, ради поимки шайки неуловимых грабителей банков, уже не первый год терроризирующих Город Ангелов.

Даже на обучение серфингу и поиск злодеев изнутри, ведь у напарника Джонни — опытного агента Папаса была теория о принадлежности грабителей именно к этой неординарной субкультуре.

Юта берется за дело, выясняя, что романтика покорителей волн оказывается слишком притягательной, и все будет далеко не так просто, как мнилось юному спецагенту.

 

Серфинг – увлечение, требующее некислых тренировок и немалых вложений, уже долгие годы успешно завораживает нейтральных наблюдателей, даря им зрелище экстремального развлечения и силы людского тела. Лент, где фигурирует серфинг снято немало, но с ходу вспоминается разве что «Отмель», «Покорители волн».

И, конечно же, наш сегодняшний герой.

Термин, ставший названием ленты — Point break означает место, где волны начинают формироваться, встретившись с подводным препятствием.

Лента, совместившая красоты серфинга с элементами боевика, детектива, харизматичным Суэйзи и рядом любопытных этических вопросов.

Одной из основных приманок ленты является, что логично, серфинг. Его тут достаточно, и кадры народа, скользящего на утлой доске, оседлав водный вал, способный расплющить человека в лепешку, впечатляют. Нам показывают и достижения опытных серферов и неловкие потуги новичков. На контрасте серфинг смотрится еще любопытнее. И как вершина — завораживающее мастерство того же Бодхи.

Вторая сильная сторона картины – пара главных героев.

На первое место я поставлю, конечно же, Патрика Суэйзи / Свейзи («Дом у дороги», «Грязные танцы»). Его Бодхисаттва (ремарка от Катерины: м-да, буддизм не для американцев, они опять ничего не учили и все перепутали – персонаж Патрика мог бы носить кличку Архат – тот, кто достиг личного просветления, и плевать хочет на других, в отличие от Бодхисаттвы – того, кто, достигнув просветления, заботится о просветлении и уходе в нирвану всех живых существ) – дикарь, фанат свободы, харизматичен, очарователен, силен, на щелчок пальцев способен зажигать и вести за собой. На примере персонажа Патрика постановщики рассуждают о высшей степени стремления к контролю, безоглядной жажде адреналина из любого источника, махровом эгоизме. 

Отличный образ. Неглупый альфа-самец с изрядно двинутыми мозгами, готовый рисковать напропалую. Он говорит о духовности, борьбе с системой, трусливых крысах, духе океана, познании волны. Его слова хочется слушать и слушать. А потом идти туда, куда указал великий Бодхи. И уже  не обращаешь внимания на нелогичность его построений, махровый популизм некоторых рассуждений (трусливые крысы, говоришь, что ж ты без нужного калибра в гости к крысам не заходил?). На то, что этот такой увлекающий мужик в любой момент может подвести тебя под монастырь. Бодхи заигрывается, переходит все границы, не может вовремя остановится, его отношения с Ютой становятся слишком личными – Бодхи жаждет переиграть Джонни, доказать тому свою правоту. Но эти «косяки» придают образу еще больше жизненности и зрительского сопереживания.

Бодхи с парнями – откровенные адреналиновые маньяки. Люди, несогласные жить обычной, рутинной жизнью: дом, работа, семья. Ищущие, где бы пощекотать нервы. И способы с каждым разом нужны все более рисковые и опасные. Серфинг, прыжки с парашютом, асоциальные игры. Еще адреналина – будто вопят они всеми своим действиями. Больше! Еще больше! А то что люди страдают – крысы переживут. Еще один пример того (первый  в «Не пойманом»), что даже если ты стараешься обойтись без смертей, без психологического насилия и унижения  — обойтись не выйдет. Да, скорее всего и пытаться не будешь – ощущение власти еще один поток адреналина).

Тусовка серферов пронизана выпендрежем (впрочем, это, касается не только этой субкультуры, но и любых людских отношений) и тестостероном. Выпендрежем молодых самцов, откровенно бесящихся с жиру. Они не учатся, не работают, не играют социальных ролей (по крайней мере, об этом не сказано ни слова). Они выпендриваются и наслаждаются жизнью.

Эта субкультура выглядит до чертиков привлекательно и завораживающе. Игры с прибоем, покорение волн, тусовки на пляжах. Секс, драгс, рок-н-ролл. Где вместо «кокса» — игры с океаном.    

Потому то так нелегко пришлось второму главному актеру ленты – юному Киану Ривзу («Дом у озера», «Короли улиц«, «47 ронинов», «Джон Уик», «Матрица-4«). Правильному юноше, всю жизнь делающему то, чего хотели от него другие (тут парень, похоже, Тайлер не соврал). Молодому щенку служебной собаки, рвущемуся исполнить свой долг (Юта тоже не дурак хапнуть адреналинчику во время работы). Парню достаточно бескрышному, со своими тараканами в башке, готовому пытаться покорить волну без малейшей подготовки (если б не Тайлер, вполне могла настать крышка), пойти на опасное внедрение. Честному служителю закона, попавшему, тем не менее, под очарование свободы и личности Бодхи (по крайней мере, в его некриминальных делах). Влюбившемуся в серфинг и то волшебное ощущение, которое дает игра с волной. Ривз, как всегда безэмоционален, но тем не менее гармоничен. Правда, на фоне шикарного Патрика выглядит «бетой», ведомым, постоянно отстающим на ход-другой.

Позабавили отношения в местном отделении ФБР: сплошные подколки, крик, стеб и мат. Ох, нелегко быть федералом! И, конечно, фиги в сторону некоторых бывших президентов: ох не любят этих четверых в Америке.

Боевиком Point Break назвать сложновато: нам подарят пару погонь: автомобильную и пешую да пару перестрелок. Для чистого боевика маловато. Перед нами скорее триллер с легкими элементами детектива и экивоками в сторону боевика. Наблюдать за поисками Юты, опасной жизнью Бодхи волнительно. Причем, как я уже сказал, болеешь за обоих персонажей.

Эрго. Приятный адреналиновый триллер, смешанный с кусочками боевика и детектива. Отличный образ Суэйзи, красивый серфинг, пара тем «на подумать».

Режиссер: Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», «Цель номер один»)

В ролях: Патрик Суэйзи, Киану Ривз, Гэри Бьюзи, Лори Петти, Джон К. МакГинли, Джеймс ЛеГрос, Джон Филбин, Боджесси Кристофер, Джулиан Рейес, Дэниэл Бир, Крис Пидерсен, Винсент Клин, Энтони Кидис, Дэйв Олсон, Ли Тергесен, Сидни Уолш, Кристофер Петтит, Дино Андино, Майкл Копелов, Мэтт Арчболд

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.