К. Д. Паркер « Шестнадцать способов защиты при осаде». — М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2022 г. Серия: Шедевры фэнтези (Первая книга трилогии «Осада»)
Трикстер в блокаде, или Градостроительный симулятор: военная миссия
Полковник имперского инженерного корпуса Орхан был обязан врагам всем, что имел. Плотницкими умениями, гражданством, карьерой. Но от этого конкретного неприятеля, осадившего великий Город, Орхану, на первый взгляд, не приходится ждать ничего доброго.
Вот и приходится полковнику взять на себя бремя обороны от неизвестного врага. В тяжелейших условиях, когда гарнизон отсутствует, чиновники разбежались, и на помощь никто не придет.
И чтобы уцелеть — придется приложить поистине титанические усилия.
К. Д. Паркер (псевдоним Тома Холта) засветился в наших палестинах как автор юморного фентези, ставшего основой для ленты «Бюро магических услуг».
Причем под псевдонимом Том публикует фентези, которое по идее не является юмористическим. С Sixteen Ways to Defend a Walled City ситуация неоднозначная. Есть в книге жесткие моменты. Но и ироничных мест хватает.
Главным из них становится главный герой.
Родом из племен, завоеванных империей. Представитель людей, отличающихся от главенствующей нации робуров даже цветом кожи. Сирота, в детстве попавший в рабство к пиратам, обучившийся там ремеслу плотника, проявивший склонность к инженерии. Освобожденный из плена имперскими войсками, вступивший в армию, сделавший недурную карьеру в инженерном корпусе, и даже возглавивший его.
И это все несмотря на изрядные особенности поведения. Орхан вольно относится к соблюдению законов, вечно нарывается на неприятности, несдержан на язык, любит рубить правду-матку в глаза высокому начальству. Трусоват, избегает силовых решений. Строит карьеру на манипуляциях, мошенничестве, махинациях и откровенной лжи. Водит дружбу с различными криминальными элементами, не чужд грубости, отрицает чинопочитательство и почтительность. Как его до сих пор терпят? Вопрос к автору.
Неужто потому, что протагонист нестандартно и свободно мыслит, видит не только лицевую, парадную сторону имперских отношений, но и изнанку? Лишен предвзятости и зашоренности в действиях. Не любит наносить людям вред, искренне переживает, когда его действия приводят к смертям. Порой проявляет черты натурального трикстера.
Описание в романе идет от первого лица героя, не забывающего поиронизировать, воткнуть шпильку сарказма. Активно используется прием ненадежного рассказчика, кое-что протагонист явно приукрашивает, о чем-то попросту не имеет всей информации. Причем описываются события постфактум, с обращениями к читателю и прочими сломами четвертой стены. Прием как я уже неоднократно писал, спорный («Имя», «Тень», «Лис», «Клинки», «Правосудие»), но Паркер последними страницами сумел внести в ретроспективное болото свежую струю, перевернув ситуацию с ног на голову и напоследок выбив из-под ног читателя спасительный табурет уверенности в бессмертности ГГ.
С героем мы познакомимся близко и плотно, а вот информации о мире автор откровенно жалеет. Обидно.
Кроме Города мы почти ничего не увидим. И даже сам Город практически не описан – как на меня серьезный «косяк». Такой пласт вживания в мир через его красоты и особенности напрочь утрачен.
Город не скрывает своего родства с Константинополем, а империя с Византией. Акцент на флот, колонии, гладиаторы, цепь через бухту, акведук, ипподром, темы (партии ипподрома в нашей истории): Зеленые и Синие, противостоящие друг другу, где только можно. Организации, возникшие из фондов взаимопомощи и ставшие теневой «второй» властью в Городе.
Перед нами вариация на тему градостроительных симуляторов типа Сим сити, или скорее «Цезаря» в его военных миссиях. Управление городом в сложных условиях. Организация снабжения жителей в условиях осады, игры с финансами, введение пайков, подъем морального духа, взаимодействие с бандами, пардон темами, давление на черный рынок. Элементы производственного романа о нелегкой работе инженеров и плотников. Обустройство обороны, попытки склепать на коленке, или отыскать в закромах военное снаряжение с оружием. Поработать головой в этом самом стимуляторе протагонисту придется от души. На начало миссии ситуация находится в плачевном состоянии, и чтобы протянуть хотя бы еще пару дней придется применить как смекалку и связи, так и нестандартный подход к делу. Перипетий героям автор отвалит с лихвой. Как внешней угрозы, так и внутренних противоречий или предательства.
Паркер не стыдиться анахронизмов. И дело даже не в обращениях типа «джентльмены» (слово, безусловно, происходит от латинского «родовитый», но в этом мире, пускай взявшем максимум от Византии, смотрится неуместно) или долларах, внезапно всплывающих в притче-анекдоте. А в общем ощущении от здешней империи и самого ГГ. Действия, решения и размышления героев скорее на уровне 18-19, а не условных 10-14 веков.
Любопытна интрига, связанная с вражеской армией: чего ждут супостаты? Кто они вообще? Откуда в сердце Империи взялись десятки тысяч настолько разумных и отлично организованных парней? Сюрприз автором подготовлен знатный – как для читателя, так и для героя.
Сюрприз, извлекающий из-под спуда на поверхность морально-этические нюансы романа. Связанные с расизмом, отношением к малым и порабощенным народам, имперским мышлением, высокомерием представителей центровой нации. Самоидентификацией «людей второго сорта», их отношению к маркерам «свой-чужой». О непростом выборе, встающем перед такими парнями.
Намеки на военные действия вводятся лишь с экватора романа, до этого симулятор города происходит без боевых контактов с внешним неприятелем. Что любопытно: роман с одной стороны зияет открытым концом, с другой – послесловием автор изрядно сужает окно возможностей для продолжения. Несмотря на это в цикле Осада на английском уже вышло три тома.
Еще пару слов о слабостях.
Второстепенные персонажи серьезно уступают основному, выглядя скорее фигурками на шахматной доске, и практически не запоминаются.
Завязка книги смотрится слабенько. Слишком просто отрезали Город от остальной Империи, слишком походя создали для нее грандиозные проблемы (здешняя держава вроде не в упадке, когда это было бы обосновано, как в той же Византии к ее финалу). Слишком легко снимаются с доски фигуры армии и флота. Понятно, что при иных условиях и «Способов» никаких не было бы, но все же.
Эрго. Градостроительный симулятор в военном режиме с качественным героем и нераскрытым миром.