Священный Герой нашего времени или Лишний человек советского кино. Олег Иванович Даль

DalПадающей звездой он промелькнул на небосклоне, оставив после себя щемящую тоску, светлую печаль и сожаление о том, как много не успел.

Один раз увидев — забыть его было невозможно. Он врывался в зрительские души, как весенний ветер после стылой зимы.

Своим любимым героем еще со школы называл Печорина, а его персонажи частенько относились к категории «лишних людей». Неприкаянных, непонятых и отвергнутых окружающими.

Отнюдь не отличаясь ангельским характером, отказываясь от массы интересных ролей, до хрипоты споря с режиссерами, изрядно закладывая за воротник, он играл как бог.

Невысокий, печальный бог с пронзительными, глубокими, как небо глазами.

 

Олег Иванович Даль появился на свет 25 мая 1941 года в Люблино, под Москвой. А меньше чем через месяц началась Война. Затем эвакуация.

Домой семья Далей вернулась лишь через несколько лет.

Для установления родства Олега и этнографа Владимира Ивановича Даля после смерти актера даже проводили специальную экспертизу. Экспертиза подтвердила. Таки да. Родственники. Правда «седьмая вода на киселе». Типа «правнук в пятом колене по побочной линии».

Еще в школе у Олежки открылись неполадки с сердцем. На спортивные игры было наложено ограничение, и их место в душе подростка постепенно занимает искусство. Игра в драмкружке, пение, занятие пианино и гитарой.

 

После школы Олег собрался поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Семья не одобряла его выбор. Причем по вполне объективным причинам – юноша изрядно картавил. Ну куда с такой речью в театр? На третьи роли без слов?

Но Олег не сдался, и за довольно короткое время умудрился избавиться от своего дефекта.

Экзамены прошли успешно. Ведь помимо комичного впечатления от  монолога Ноздрева из «Мертвых душ», абитуриент поразил комиссию трагичным отрывком из «Мцыри».

Курс оказался богатым на молодых талантов. Вместе с Далем тут учились Виталий Соломин, Михаил Кононов, Виктор Павлов.

 

Еще будучи студентом Олег Иванович получает свою первую роль в кино.

«Мой младший брат» (1962) – о молодежи, поиске своего места, романтике и жизни. Лента сыгранная волшебным трио будущих мегазвезд советского экрана – Далем, Мироновым, Збруевым. Вдобавок еще и Ефремов.

Годом позднее Даль оканчивает училище и поступает в театр «Современник». Его роман с этим храмом Мельпомены будет проходить тяжело, с изменами, разлуками и встречами. Тяжело, как иногда бывает между любящими, но чересчур гордыми людьми.

Ведь Олега сложно назвать «актером одного театра». Будет в его жизни и Ленком, и театр на Малой Бронной, и Малый. Но «Современник» всегда стоял в сердце артиста особняком.

 

Первая половина 60-х становятся своеобразной стартовой ступенькой к покорению Олегом киноэкрана.

А вторая — полноценно вводит Даля в когорту лучших отечественных актеров.

Вспомним трогательно-молодежный «Первый троллейбус» (1963), полный будущих звезд, оптимизма и человечности.

«Человек, который сомневается» (1963), психологическую драму о подозреваемом в убийстве, в исполнении нашего именинника.

Атмосферный, но слабый сценарно «Строится мост» (1965), сыгранный актерами театра «Современник», гастролирующими в Саратове. В ролях Табаков, Евстигнеев, Даль, Гурченко.

А затем случился год 1967-й. И две ленты, достойные золотого фонда советского кино.

«Женя, Женечка и «Катюша», по повести Булата Окуджавы. Волшебная лирическая комедия о нескладном интеллигенте, разительно выделяющемся на фоне солдат военной поры. Почти 25 миллионов зрителей.

И «Хроника пикирующего бомбардировщика», как и «Женя», абсолютно лишенная пафоса, взамен показывающая военные будни гораздо более глубоко и качественно, чем грандиозные батальные эпопеи.

Кстати, те же 25 миллионов в кинотеатрах.

После этих фильмов Даля узнала вся страна.

Узнала и полюбила.

До конца десятилетия на экраны вышел еще один интересный фильм «Старая, старая сказка» (1968), с двумя образами, сыгранными Далем. Фильм, где вымысел переплетается с реальностью, желаемое с действительным. Фильм очень честный, изрядно грустный, и запоминающийся на всю жизнь.

 

70-е, самое плодотворное десятилетие в недолгой карьере Даля, начались мрачновато.

«Король Лир» (1970)классическая глубокая трагедия Г. Козинцева (также постановщика не менее великого «Гамлета») по пьесе Великого Барда. Довольно строго следующая первоисточнику, и построенная на шикарной актерской игре. В активе нашего героя –великолепно-пронзительный образ шута.

И сразу же «Тень» (1971), искренняя притча-сказка по пьесе Шварца, о нескончаемой борьбе Добра со Злом. Две отличные роли Олега Ивановича.

А через год на экраны вышла лента, укрепившая и без того почти незыблемые позиции Даля в сердцах зрителей. «Земля Санникова» (1973), по мотивам романа Обручева. Приключения, путешествия, фантастика, смелые и благородные люди. Между прочим 84-е место среди наших фильмов за ВСЮ историю кинопроката СССР.

А вот Даль эту картину не любил. Говорят потому, что очень хотел исполнить песню «Есть только миг», а в результате она досталась Олегу Анофриеву. Или потому, что картина получилась слишком «легковесной». Кто знает.

В том же 1973 зрители увидали еще одну неординарную ленту. Психологическая драма «Плохой хороший человек» по чеховской «Дуэли». Шикарный дуэт Даля и Высоцкого. Плюс еще и Папанов.

Также нельзя не отметить его работы в мини сериале «Вариант «Омега» (1975), о разведчике Скорине, действующем в оккупированном Таллинне. Ленте не идеальной, но все равно входящей в пятерку лучших советских фильмов о разведчиках.

Сатире «Не может быть!» (1975) Леонида Гайдая, снятой по рассказам Зощенко (46-е место среди отечественных фильмов, опять же за ВСЮ историю кинопроката Союза).

Грустной сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977).

Качественном детективе «Золотая мина» (1977), где в активе Олега образ рецидивиста Брунова.

Философской драме «В четверг и больше никогда» (1977), далеко не первый (и не последний) раз в творчестве Олега подымающей тему «лишнего человека».

«Расписание на послезавтра» (1978), о вечном споре физиков и лириков.

Вдобавок до конца десятилетия Олег Иванович много снимается в фильмах-спектаклях и телевизионных проектах, среди которых выделяется «По страницам журнала Печорина» (1974).  Даль наконец-то сыграл своего любимого «героя нашего времени».

 

 А затем пришел год 1979-й.

Памятный приключенческими «Приключениями принца Флоризеля» по произведениям Стивенсона.

И знаковым для Олега «Отпуском в сентябре», по пьесе отличного драматурга Александра Вампилова «Утиная охота». Главного героя Даль считал написанным для него, и только для него. И преодолев все препятствия, таки снялся в этом фильме. Получился шедевр. Мрачный, тоскливый шедевр, от которого невозможно оторваться. И после которого у тебя нет шансов остаться таким как раньше.

Это была лебединая песня великого актера.

Ему оставалось всего две роли.

 

«Мы смерти смотрели в лицо» (1980), пронзительная до дрожи лента о блокадном Ленинграде.

И «Незваный друг» (1980), о советских ученых. Последний его фильм.

В это время выяснилось, что чинуши от кино задерживают выход «Отпуска», обозвав его упадническим (зритель увидит фильм лишь в 1987 году, к тому времени Зилова-Даля уже шесть лет не будет в живых).

Пошли конфликты с руководством. Проблемы в театре.

Даль перестал ограничивать себя в алкоголе, последние месяцы выглядел жутко уставшим.

 

3 марта 1981 года Олег скончался. В гостиничном номере Матери Городов Русских, куда приехал для проб на киностудию Довженко. Сказав всем перед сном не «До свиданья», как обычно, а «Прощайте».

Сердце.

Кто-то винил ударную дозу коньяка на «зашитый» недавно организм, кто-то слабое еще с детства здоровье.

Какая по большому счету разница.

Его называли «смесью жирафенка с пантерой». Быть может эта невозможная смесь хищника с таким нелепо-трогательным травоядным, их внутренняя борьба и разорвала ему сердце.

Даль ушел. Не доиграв, не допев, не досочиняв, прожив на земле неполные четыре десятка лет.

Но даже за эти годы, успев стать одним из лучших актеров Союза, оставив после себя немало незабываемых образов.

И огромную зрительскую любовь.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.