Морские звезды, Уоттс П.

P2759_textПитер Уоттс «Морские звезды». – М., СПб.: Астрель, 2012 (первый роман трилогии «Рифтеры»)

Угроза с глубины, или Безжалостная эволюция/Этюды по психологии отклонений

Человечество, наконец, смело шагнуло в океанские глубины. Ногами своих лучших представителей.  Самых умных и способных. Бойцов с вечным мраком, призванных поддерживать огонь цивилизации.

Нет?

Не самых лучших?

А вовсе наоборот?

Людей с изломанными судьбами и ущербной психикой. Людей, которым нечего терять. Людей, которых уже сложно назвать людьми?

Да какая, в сущности, «сухопутникам», оставшимся на поверхности, разница, кто будет вкалывать на их благо под километровой толщей воды.

Лишь бы работа делалась.

С одной стороны позиция удобная.

Но не пожалеют ли со временем жители суши о таком подходе?

 

Starfish (1999) – первый роман канадcкого автора Питера Уоттса, известного благодаря философско-научной «Ложной слепоте» (номинированной в 2007-м году на премию «Хьюго») — обзор здесь http://perekat.kiev.ua/ложная-слепота-уоттс-uotts/.

Причем роман гораздо более «уоттсовский», чем Blindsight. Ведь не зря Питер посвятил десятки лет своей жизни именно наукам о море.  

Однако если вы надеетесь встретить под обложкой «Морских звезд» что-то вроде приключенческо-заводной «Тайн двух океанов», готовьтесь к крупному разочарованию.

Роман достаточно мрачный и тяжелый.

И посвящен в первую очередь не столько загадочной водной стихии, сколько загадочной людской психике.

Причем психике не совсем (а зачастую и совсем не) нормальной.

Ведь в рифтеры,  те самые «бойцы с вечным мраком», попадают отнюдь не самые психически здоровые люди.

Лени Кларк с гигантским комплексом жертвы.

Наглухо запаянный и загадочный Кен Лабин.

Суицидник Майк Брандер.

Идейный извращенец Джерри Фишер («это то, что ты делаешь, когда действительно кого-то любишь»).

Агрессивный Карл Актон.

Их всех заражают ретровирусом, «переписав» изнутри, изменив человеческое тело для пребывания на огромной глубине (причем изменения глобальны, Ихтиандр обзавидуется), и отправляют работать на благо общества.

Вдобавок не забываем, что внизу их ждет страх, клаустрофобия, гигантские (пускай и хилые) чудовища, оползни и кипящие гейзеры.

М-да, эксперимент руководства Энергосети с новыми геотермальными станциями особо гуманистическим не назовешь.

И ничего удивительного в том, что через некоторое время на станциях начинаются разнообразные проблемы.

Ведь никто так и не понял, не теряют ли рифтеры с каждым куском тела часть человечности? Не следует ли мягкой поступью за физическим, морально-психологическое изменение? А если один из них окажется чересчур смелым парнем?

В общем, если бы Уоттс не выбрал стезю морского биолога, а позднее писателя, то вполне мог зарабатывать на жизнь психиатрией.

По крайней мере, своих героев Питер препарировал знатно и с большим мастерством.

Причем он снабдил их теми фобиями и маниями, которые в той или иной степени встречаются практически у каждого живущего.

Потому за развитием персонажей, разыгрывающих действие из спектакля «Общежитие в критических условиях», следишь с неослабевающим интересом. Будто в зеркало смотришься. Причем не в одно, а в несколько сразу. Вдобавок получая возможность поглядеть на происходящее как изнутри, так и снаружи.

Однако это далеко не единственная грань «Морских звезд». Ближе к завершению книги дело, наконец, доходит до триариев.

Внимание автора от частных психологических проблем отдельных персонажей, перемещается к глобальной угрозе всему человечеству. От частного к общему. От простого к сложному.

И история расцветает новыми красками.

Во весь рост перед ошалевшим от такого скачка читателем встают вопросы эволюции.

Эволюции гомо сапиенс. Людей получающих новые возможности, и неизбежно меняющихся под их влиянием. Их отношение друг с другом и «устаревшими» соплеменниками.

Эволюции вообще, в глобальном смысле, основополагающего фактора всей земной жизни.

И, конечно же, столь любимого Уоттсом чужого разума (ах, какое глобальное будущее ожидает, по мнению Питера, всеми нами любимый интернет!). Разума (или не совсем разума), оказавшего в результате решающее влияние на ситуацию.

Напоследок стоит отметить несколько не то чтобы недостатков, а скорее особенностей прозы Уоттса.

Взрывной динамики в романе немного, действие развивается неторопливо, лишь ближе к финалу ускоряясь и активизируясь.

Также нужно быть готовым к некоторому переизбытку научной и наукообразной «воды», которую, по большому счету, автору не мешало бы отжать.

Но если учитывать эти нюансы, не ожидать от романов Питера крышесрывного ураганного экшена, и настроится на его стиль письма, от романов канадца можно получить большое удовольствие, и массу пищи для размышления.

Что в последнее время, среди вала однотипной фантлитературы, ориентированной исключительно на мозжечок, встречается все реже и реже.

Эрго. Мрачноватое, но завораживающе-притягательное исследование глубин человеческой психологии, и особенностей чужого разума.

P. S. Starfish – первый роман трилогии, продолжаемый книгами «Водоворот» и «Бетагемот» (которые, наконец-то в этом году вышли на русском языке. Тоже верно, 10-летний юбилей, как-никак).

Обзор второй части трилогии читайте тут http://perekat.kiev.ua/vodovorot-uotts-riftery-водоворот/

третьей тут http://perekat.kiev.ua/betagemot-uotts-riftery-бетагемот/

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.