Бумажный дом (La casa de papel/Money Heist), сериал, 2017 – 2020

Ограбление по… испански, или Битва Плана и Реальности/О Белла чао, белла чао, белла чао-чао-чао!

Гениальному Профессору казалось, что он придумал идеальный план крупнейшего ограбления в истории.

Деньги, которые никому не принадлежат. Забота о жизни каждого охранника и копа, встреченного на пути. Создание положительного общественного мнения. Хитрые, многоходовые комбинации, должные принести компании несколько миллиардов евро.

Однако когда грабители вышли на дело, что-то пошло не так.

И сможет ли великолепный план ограбления устоять при столкновении с суровой действительностью, неясно никому, кроме господа Бога. 

 

Картин об ограблениях киношники подарили нам выше крыши. Снимаются легкие романтичные ленты, типа «Западни» (http://perekat.kiev.ua/западня-entrapment-1999/ ), или нескончаемых друзей и подруг небезызвестного Оушена («8 подруг Оушена» ( http://perekat.kiev.ua/8-подруг-оушена-oceans-eight-2018/ ). Мрачные фильмы о трагедиях грабителей, а также их близких («Любой ценой» (http://perekat.kiev.ua/любой-ценой-hell-or-high-water-2016-рецензия/ ), «Вдовы» (http://perekat.kiev.ua/вдовы-widows-2018-дэвис/ ), бодрые триллеры, как то «Огненная стена» (http://perekat.kiev.ua/огненная-стена-firewall-форд-ford/ ). В общем, на любой вкус.

Европейский кинематограф всегда старался выделиться на фоне своих клишированных голливудских собратьев, и периодически у него даже получалось (вспомним хотя бы «В конце туннеля» (http://perekat.kiev.ua/в-конце-туннеля-al-final-del-tunel-2016/ ). 

Создатели испанского La casa de papel решили максимально раскрыть перед зрителем подноготную ограбления, провернутого гениальным мозгом, а также его противоборство с судьбой, тупостью подельников и правоохранительными органами (куда ж без них).

Вышло увлекательно.

Хронометраж у сериала немаленький, и постановщики могут себе позволить буквально окунуть нас в историю «крупнейшего ограбления в истории». Настолько скрупулезное, подробное, буквально почасовое описание преступления редко где увидишь.

Что порадовало в первую очередь: нам подарили отлично прописанных и неплохо сыгранных персонажей, почти каждый из которых отличается парой-тройкой фишек и хорошим шлейфом роли. Вдобавок каждый из грабителей получит свою минуту (и не одну) славы благодаря частым флеш-бекам, показывающим, как они дошли до жизни такой. 

Профессор (Морте («Во время грозы»). Гений придумавший план, собравший команду и проводящий общее командование. В детстве много болел – посему не бегал с корешами в футбол, не курил травку в ночных клубах, а много читал, набираясь ума-разума и злодейских планов. Вот так дети – больше читайте, станете умными и украдете много-много красивых бумажек. Может лучше заработать? Фантастика на втором этаже. Образован, умен, отличный организатор, грозный боец. В обычных житейских делах ботан – ботаном. Неровно дышит к своему главному противнику, что иногда отвлекает от «дела» и добавляет банде проблем. Порой заигрывается, как большинство незаурядных людей.

Токио (Корберо) – девица, выступающая рассказчиком истории, размышляющая о происходящем, о выборе и судьбе, вносящая в историю философскую нотку. Резкая грабительница, потерявшая парня во время очередного «дела» и попавшая под плотный колпак полиции. Любвеобильная, эгоистичная, порывистая, капризная фемина, «живущая как в видеоигре», сердечные дела которой доставят немало проблем доблестным бандитам. Корберо порой переигрывает и изрядно косит под Никиту.

Рио (Эрран) – предмет страсти предыдущей героини. Спец по сигнализации, компьютерщик, программист. Юный, смазливый, изрядно наивный.

Берлин (Алонсо) – самый крутой и опасный из банды. «Эгоцентричный нарцисс с манией величия». Мачо, бабник с возможным то ли военным, то ли спецназовским прошлым. Жестокий, уточненный, не боится крови, способен на самый нелицеприятные вещи. Хранит внутри смертельную тайну. Персонаж, который отлично раскрывается в процессе. 

Москва (Тоус) – пожилой мужик, всю жизнь проработавший шахтером. Заработавший вместо денег жуткий кашель и решивший применить свои «копательные» навыки в более финансово привлекательных, но откровенно преступных целях.

Денвер (Лорэнте) – сын Москвы, гопник, забияка с дурацким смехом, завсегдатай ночных клубов и прочих тусовок. Нервный, импульсивный, туповатый. Но, как выяснится, не совсем пропащий тип.

Найроби (Флорес) – фальшивомонетчица – «безнадежная оптимистка», яркая, броская, общительная. Типаж «воровки на доверии».

Двое громадных сербов Хельсинки и Осло. Им достается меньше всего времени, зрительского и режиссерского внимания, один забавный и один трагический момент. И хватит. Есть — и бог с ними.

Оппонент грабителей – инспектор полиции Ракель Мурильо (Итуньо). Женщина с маленькой дочкой, барахтающаяся в куче домашних проблем. В попытках не допустить к дочери бывшего мужа, тоже копа, распускавшего руки по отношению к Ракель. Неглупа, хороший профессионал и аналитик, достойный соперник Профессора. Их дуэль, перемешанная с личными отношениями, стал одной из интереснейших линий сериала.  

Имеется пара любопытных типажей и среди заложников. В частности, дочь посла, надоедливый Артурито и его любовница.

Персонажи открываются перед нами потихоньку, не торопясь, постепенно превращаясь из функций в живых людей, полных проблем, недостатков и достоинств. Вызывающих искреннее сочувствие (кроме разве что Прието). В поединке копов и банды очень скоро начинаешь болеть отнюдь не за правоохранителей. Помогает сопереживанию и то, что ребята всеми силами стараются обойтись без жертв, поставив себе это одним из условий удачного ограбления (есть, правда, одно исключение).

Национальная фабрика монет и марок (Мадрид), он же Королевский монетный двор Испании организован в далеком 1893 году. В новом здании с колоннами размещается с 1964. Печатает банкноты, монеты, паспорта, права, изготавливает медали, коллекционные монетные наборы, жетоны (для казино, телефонов).

Постановщикам не дали разрешения снимать настоящий Королевский монетный двор Испании — вместо него в кадре фасад Высшего совета по научным исследованиям.

Во вторых строках письма надо отметить шикарную интригу: наблюдать столкновение гениального плана с унылой реальностью волнительно и тревожно. Как там сказал кто-то из великих: «ни один план не выдерживает встречи с противником». «Бумажный дом» стал шикарным подтверждением этого тезиса. Казалось бы: гениальный мозг профессора, не один год планировавшего ограбление, старавшегося предусмотреть малейшие случайности. Команда, которой нечего терять, 5 месяцев готовившаяся к «делу». Разработка вариантов на все случаи жизни. Опережение «копов» на несколько ходов. Троянский конь в стане врага.

Но как только все стартует, начинаются кривые улыбки фортуны, вмешательство случая, неожиданные повороты, косяки бандитов идут косяком (пардон за невольный каламбур). Человеческий фактор потихоньку, но ощутимо искажает планирование Профессора. И что получится в итоге — абсолютно непонятно. А долгое время неясно, даже что именно задумали преступники. Отдельное спасибо за то, что план грабителей раскрывается не сразу, а по частям, создавая некислую интригу.

Еще одной сильнейшей стороной постановки стали эмоциональные срывы, психологические этюды, выдаваемые всеми участниками событий под влиянием стресса. Как грабителями, так и заложниками. Взрывные реакции людей оказавшихся под угрозой гибели. Сближение с похитителями, стокгольмский синдром в полный рост, завязывающиеся романы, замыкание в себе, переоценка жизни, переосмысление ценностей, свершение безумств, попытки поиграть в героев. Не отстают от своих жертв и бандиты. Делают глупости из-за привязанностей к коллегам: «любовь достойная причина все испортить: горячие испанцы!» (не зря Профессор запретил личные отношения, хотя кто и когда придерживался подобных запретов). Начинают ссориться, грызться между собой, ведь люди в банде собраны слишком разные, с различными взглядами на ситуацию. В свою очередь привязываются к заложникам. Впервые поступают по человечески, или наоборот выпускают наружу звериные черты. Тема морального выбора одна из главных в проекте, ведь ввязавшись в такие забавы, хочешь, не хочешь, придется идти против совести, пострадают невинные люди, остаться с чистыми руками практически нет шансов.

На протяжении всего сериала с нами качественно поддерживаемое напряжение, перебиваемое теми самыми флеш-беками и отвлеченными разговорами о женщинах, семье, родах (чуток осаживающими темп), размышлениями о насилии в семье. Социальные моменты, как та же тема «протеста, сопротивления системе» и «акций, которые всегда находят поддержку».

И, безусловно, противостояние с копами и внутри банды. Столкновение воль и умов Профессора и Инспектора. Хватает моментов, прям таки переполненных действием и саспенсом, не дающих оторваться от экрана. Порой все буквально висит на волоске. Имеется юморок: черный, и не очень.

Да со временем мексиканские (пардон гишпанские) эмоциональные разборки, ссоры, объяснения в любви и прочие страсти, кипящие буквально под дулами автоматов, начинают несколько утомлять. Хронометраж можно было бы чуток подужать.

Да, копы в изображении постановщиков «Дома» выглядят несколько простоватыми и слабо соответствующими занимаемым должностям (разве что инспектор хороша, но у нее многовато отвлекающих факторов). Впрочем, в ленте, одной из тем которой заявлено сопротивление системе, вряд ли могло быть иначе.

Позабавил выбор актрис, у многих из которых знатные, выдающиеся носы. Испанки? Х-м, всегда думал, что это привилегия женщин богоизбранного народа?!

Эрго. Поразительно подробный, скрупулезный, атмосферный, полный саспенса рассказ о  «крупнейшем ограблении в истории». С отлично проработанными персонажами, напряженным противостоянием, качественными психологическим зарисовками.

Режиссер: Хесус Кольменар, Алекс Родриго, Алехандро Бассано

В ролях: Альваро Морте, Урсула Корберо, Альба Флорес, Пако Тоус, Педро Алонсо, Ициар Итуньо, Мигель Эрран, Хайме Лорэнте, Эстер Асебо, Энрике Арсе

P. S. Основной конфликт постановщики исчерпали за 2 сезона (15 серий). Однако сериал не закончился, полностью перебравшись под крылышко Нетфликса. Причем, по слухам, после этого недостатков у проекта изрядно прибавилось.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.