Мать городов русских. Одно из прекраснейших поселений на всей земле, величайший град над Днепром, столетиями оказывавший огромное влияние на всю Европу.
Когда он появился на карте? Кто поспособствовал рождению Киева, и что осталось в сегодняшней столице с тех незапамятных времен?
Согласно археологическим раскопкам люди жили на киевских горах еще в эпоху палеолита, 20 — 15 тысяч лет назад, но понятное дело называть эти крохотные сообщества городом было бы некорректно. Хотя часть исследователей настаивает на том, что историю Киева нужно вести от поселений, появившихся тут на рубеже нашей эры.
Норманны или славяне?
Теорий об основании Киева, мягко говоря, хватает. В 19 веке, во время рассвета «норманнской теории», популярно было одарять этой честью разнообразные племена, несущие «свет цивилизации» с запада. Сарматы (версия В. Н. Татищева, выводит название нашей столицы его от сарматского слова “кивы” — “каменные горы”), гунны (М. М. Щербатов, Г. Миллер), авары (М. Болтин, сперва «голосовавший» за сарматов), готы (Г. Байер), вездесущие норманны, некоторые исследователи называли основателем Города датского короля Книве.
Даже хазары, ведь название Киева – Самватас, приведенное в 948 году византийским императором Константином Багрянородным, скорее всего хазарского происхождения, и означало «Верхнюю крепость». В общем, кто угодно, только не сами славяне.
Князь или перевозчик?
После развала российской империи, в советское время, официальной стала теория, изложенная в несторовской «Повести временных лет».
«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев».
ПВЛ была известна с 12 века, но среди многих историков империи хорошим тоном считалось сомневаться в словах Летописца. Коньюктурщик, мол, да и жил гораздо позже.
Меж тем дискутируя с новгородскими коллегами, называвшими 854 год как дату основания Киева, и презрительно именующими Кия «перевозчиком», Нестор провел целое исследование, посвященное легендарному основателю.
«Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил».
Правда, будем честными, к какому именно царю ходил Кий в Царьград, Нестор так и не выяснил, но сам факт поездки вроде как Летописец установил точно.
Увековеченные основатели
Памятников основателям Киева в Городе нынче две штуки. Первый открыт в 1982 году в Наводницком парке, прямиком на набережной Славутича, и является одним из любимейших мест фотосессий новобрачных. Второй появился в 2002 году на центральном Майдане Незалежности, и был неоднозначно воспринят частью киевлян. Потом, правда, привыкли.
В 2017 на Почтовой площади возникла еще одна композиция, посвященная Основателям — работы скульптора Владимира Журавля.
Если верить этой самой теории, позднее названной «юбилейной», Киев основан местным князем (вождем) Кием в 5 веке. К этому же периоду (плюс минус лапоть, то бишь столетие) приходят ученые (наиболее известен из них академик Борис Рыбаков), которые основываются на легенде из армянской «Истории Тарона» (8 век), и том самом упомянутом Нестором визите Кия в Царьград.
Согласно этой концепции, именно в 5-6 веках, кроме отдельных поселений, пристани и места торга, на киевских горах возникает укрепление, хозяин которого (скорее всего им был Кий) берет под свою руку торговые потоки, позднее названные «Путем из варяг в греки».
А теперь пройдемся по историческим местам, помнящим основателей Города, и попробуем ощутить время на вкус.
Колыбель Города
Начнем наш путь с горы Замковая (450 на 200 м., наивысшая точка — 80 м. над уровнем Днепра), дающей приют человеку еще с бронзового века. Именно здесь, если верить уже упомянутому Рыбакову, находился городок Кия, до того как князь переселился на более обширную Старокиевскую гору. Замковая (она же Киселевка, Фроловская), с крутыми, практически отвесными склонами представляла собой идеальное место для небольшого детинца, контролирующего все окрестные земли. Это прекрасно осознавали и последующие хозяева края. Тут строили замок литовские и польские властители князья в 14-17 веках. Позднее на горе было организовано кладбище для подолян и обитателей Флоровского женского монастыря. С 1940-х по 90-е годы 20 века на Замковой расположилась вышка и радиостанция, глушащая сигналы злокозненных вражеских радио-голосов.
Нынче гора широко известна остатками того самого кладбища, легендами, рассказывающими о его обитателях, склепом, по слухам полюбляемым разнообразными любителями темных сил. Самым настоящим языческим капищем, посвященным божеству Ярило (если его еще не изничтожили противники неоязычников). И, конечно, уникальной атмосферой довольно большого участка посреди Города, где не возвышается ни одного жилого строения.
Старинное сердце Киева
Теперь переместимся на другую гору – Старокиевскую, настоящее сердце Города, долгие столетия центр его политической и общественной жизни. Тут исторические места на каждом шагу.
Вот, рядом с началом исторической Владимирской улицы — контуры фундамента Десятинной церкви, первой каменной церкви Киевской Руси (строительство завершили в 996 году). Почему Десятинная — известно еще со школы — князь Владимир Святославич выделил для этого храма десятую часть своих доходов. Разрушена Десятинка монголо-татарами в 1240, в 1842 году построена новая Десятинная церковь, абсолютно в ином стиле, чем ее предшественница. Этот храм уничтожен в 1928, в разгар антирелигиозной борьбы.
С тех пор разнообразные церковные деятели активно пытаются «застолбить» место, где возвышалась Десятинка, для строительства новой церкви, чему активно противится общественность, считающая что «новоделов» и без того достаточно, а вот возможность почувствовать энергетику тысячелетнего храма, пройдясь вдоль его фундамента (пускай условного) выпадает только тут.
Вот 400-летняя липа Петра Могилы (1635), посаженная митрополитом в честь постройки небольшого храма на месте Десятинки. Впрочем, есть версия, что дерево гораздо старше, и является ровесницей первой церкви.
Вот остатки валов и рвов, окружавших детинец града Кия, а вот фундамент княжеского дворца (X век), предположительно принадлежавшего самой княгине Ольге.
Вот Национальный музей истории Украины (1937-1939), один из богатейших «домов муз» во всей стране, место, где вы сможете вплотную познакомиться с прошлым Киева, Киевской Руси и Украины.
А у его стен копия языческого капища, обнаруженного еще в 1907-08 годах археологом Викентием Хвойкой.
Вот памятный камень с надписью «Откуда есть пошла земля русская?», поставленный в начале 1980-х, к 1500-летию Города. Автор — архитектор Авраам Моисеевич Милецкий, принимавший участие в разработке облика площади Славы и Пейзажной аллеи.
А вот убегает вдаль лента Пейзажной аллеи, проложенная по месту расположения еще одного вала древнего Киева. Аллея ставшая в последние годы любимейшим местом отдыха киевлян и гостей Города.
Урочище рабочего люда и аристократии
Внизу виднеются новые яркие домики, заполонившие старинное урочище Гончары-Кожемяки.
Место, где во времена основателей Города селились разнообразные ремесленники (что увековечено в названии урочища), и фигурирующее в легенде о Никите Кожемяке, ратоборствующем со Змеем. Нынешнее название главной улицы урочища Воздвиженской появилось в 18 веке после постройки Крестовоздвиженской церкви – храма, где крестили маленького Мишу Булгакова. Родился будущий Мастер также тут, на Воздвиженской. Нынче — «аристократический» микрорайон элитной недвижимости, с красивыми, будто пряничными домиками, далеко не все из которых отыскали себе новых хозяев (больно дорого).
Гора среднего брата
В паре шагов еще одна знаковая для Киева гора – Щекавица (172 м. над уровнем моря), названная в честь одного из основателей Города. Она известна одним из крупнейших городских некрополей – кладбищем, основанным еще в 8-9 веках (согласно легенде где-то тут покоится Олег Вещий).
Продолжило оно свою заупокойную деятельность после длительного перерыва в 1700. А через 72 года тут организовано центральное киевское кладбище, работавшее аж до 30-х годов 20 века, несмотря на переполнение погоста. Сейчас от некрополя остались лишь холмики да разрушенные надгробные плиты.
Также гора известна необорудованной смотровой площадкой с углом обзора 270° и мечетью Ар Рахма – первой мечетью Города.
Культурный предок Арбата и Монмартра
А вот и знаменитый Андреевский спуск. Духовный предок Арбата, старший родственник Монмартра. Ущелье, испокон веков облегчавшее путь с Горы на Подол. Есть также версия, что спуск возник лишь в 17 веке, после уничтожения перемычки между Уздыхальницей и Замковой горами. До этого, по мнению Николая Закревского, существовал лишь проход в середине Киевского замка.
Спуск абсолютно уникальная улица, родина Булгакова и Турбиных, место многочисленных вернисажей, ежедневных выставок народных умельцев, дважды в год становящаяся ярмаркой для мастеров со всей страны. Увенчанная волшебной Андреевской церковью и оттеняемая мистическим замком Ричарда.
Улица театров, музеев, уютных кофеен и арт-галерей. Самая киевская улица, в полной мере способная порадовать гостей настоящей киевской атмосферой, все реже встречающейся в новых районах Города.
Низинная местность подле Почайны
Ну и как пройти мимо Подола, места ничуть не менее важного для Киева, чем аристократическая гора.
Гомо сапиенс обитали тут со времен каменного века, но до 9 столетия, скорее всего поселения возникали редко и хаотично — наводнения и оползни не очень способствовали уверенной оседлой жизни. Археологи уверены в регулярном заселении «Низины» с 887 года, и стой поры Подол становится неотъемлемой частью Города. Ремесленники, торговцы и прочий люд, селящийся подальше от начальства, поближе к кухне (то бишь Днепру).
А также речке Почайне, протекающей буквально у подножья Старокиевской горы и играющей в Древнем Киеве не меньшую роль, чем Славутич. Эта полноводная и бурная река, вытекающая из оболонского озера, и впадавшая в Днепр в районе современной Почтовой площади, рядом с колонной Магдебургского права, была настоящей кормилицей горожан. А также местом крещения киевлян Владимиром. Почайна оставалась с нами долгие века, исчезнув как река в середине 19 столетия, после серьезного изменения гидрорежима Днепра.
Время на Подоле вы проведете не зря. Низинная местность порадует вас массой церквей, среди которых древнейшая Свято-Ильинская церковь – скорее всего первый храм Киевской Руси и одна из примечательнейших церквей Города. Узкими улочками с относительно небольшим потоком машин и интересными домами. Зданием Киево-Могилянской академии. Речным вокзалом и набережной Днепра. Уютными кафе и удобными скамейками.
И еще многими и многими изюминками древнего и такого прекрасного Киева.
О лучшем маршруте для прогулки по центру столицы читайте тут
О мифах, связанных с Киевом тут
О киевских парках тут
О самых интересных улицах Города тут
О прекрасных церквях Киева тут