Солярисовские напевы, или Подменыши, покрытые слоем пепла
Исландия. Уже год продолжается извержение вулкана Катла. Долго и необычно. Вдобавок ученые получают очень странные образцы и данные, показывающие, что характер извержения изменился.
Для немногочисленных оставшихся дома жителей городка Вики, приютившегося у подножия буйной горы, времена непростые. Гнетущая обстановка, вездесущий пепел, опасный для здоровья воздух, расселины, возникающие на леднике.
А тут еще и странные гости, появляющиеся из сердца вулкана. Гости, которых аж никак не может здесь быть.
Исландский кинопродукт нечасто доходит до нашего стола. Зато когда выпадает случай, наблюдать за особенностями обитания этого народа любопытно. Даже учитывая, что показывают нам не совсем обычную для исландцев ситуацию, а людей живущих в кризисной обстановке.
Последнее реальное извержение Катлы состоялось в 1918 году. Однако ученые еще с 2010 года предупреждают о возможном начале извержения вулкана. В самое ближайшее время.
Перед нами проект, опирающийся на лемовский «Солярис», и парой черт напоминающий норвежских «Пришельцев».
Проект, интересный в первую очередь обстановкой и бытом группы людей, живущих рядом с перманентным стихийным буйством. Мрачная, холодная, суровая, монохромная, но красивая природа. Горячие источники, а точнее целые озера. Хмурые морские волны. Пустынная земля с редкими овцами или воронами. Острые, темные камни горных утесов. Вездесущий пепел, забивающийся в любую щель. Эпичный вулкан, нависающий над всем происходящим. Лавовые ручьи. Могучие стены и фантасмагорические туннели ледника. Вечные клубящиеся тучи дыма и пара, буйство стихии, клокочущее на горизонте. Дикие ветра, несущие апокалиптические пепельные бури. Заброшенный мертвый городок, засыпанный пеплом. Брошенные авто, грязные от колес до крыши, пустые дома.
Обязательные респираторы, не кокетливые, непонятно зачем нужные кусочки ткани в веселеньких расцветках, привычные по пандемии, а полноценные фильтрующие аппараты, без которых порой дышать невозможно. А во время бури еще и очки.
Внушительно, тревожно, неуютно. «Природа напоминает нам, что мы букашки, и что главная тут она».
Плюс дополнительные особенности быта городка, типа обращения с бесхозным авторанспортом – если ключи на сидении бери и ехай, куда надо.
Но все же перед нами не фильм NGO, а мрачноватая психологическая фантастика. Причем, больше не хоррор, а именно классика в духе Лема, фантастов Золотого века, говорящих с читателем в первую очередь о человеке, его внутреннем мире и психологии.
Здешние гости не порождение тьмы, а особенность вселенной, тянущаяся издавна связь времен. А точнее психологический прием, дающий возможность героям проработать провисшие отношения и старые дела, получить второй шанс, закрыть гештальты, разобраться в прошлом и настоящем, справится с болью утраты, понять мотивы и подоплеки своих действий, увидеть изменения, вспомнить огонь былых чувств, осознать, что в жизни по-настоящему важно. Или не справиться с задачей.
Отношение к пришельцам абсолютно разное, ведь далеко не все из протагонистов могут понять для себя: чудо перед ними или кошмар.
Кто-то, пережив недолгое время сомнений, с открытыми объятьями принимает невозможный подарок. Кто-то, благодаря научному складу мышления, практически со старта отвергает «данайский дар». Кому-то требуется время, чтобы определиться со своей реакцией. Встречаются и те, у кого она кардинально меняется после более близкого знакомства с пришельцами.
Впрочем, совсем без хоррора постановщики не обошлись. Его немного, и долгое время он остается лишь тенью, где-то рядом с дымами Катлы. Оставляя нам возможность предполагать, в какой мере исландские создатели решат воспользоваться наработками товарища Стивена.
Итак, перед нами еще один недорогой, но крепкий психологический проект (порой слишком уж почтительно относящийся к творению пана Станислава).
А уж психологических нюансов у здешних жителей хватает. Герои частенько совершают глупости и относятся к происходящему с поистине северным фатализмом. Но созданы образы неплохо.
Грима – жена и дочь фермера, год назад потерявшая сестру во время спасательной экспедиции к леднику. Так и не оправившаяся от этого удара. Депрессия, нервные срывы, таблетки. Охлаждение отношений с мужем.
Ее отец Тоур – некогда фермер, ныне мастер на все руки. Давно, почти 2 десятка лет тому лишившийся супруги, покончившей счеты с жизнью. Активно крутивший в то время интрижку с юной шведкой. Ныне избегающий дам, заменяющий их общество кошачьим.
Ученый-вулканолог Дари – примчавшийся в городок изучать странные образцы, которые принесло извержение. Собирающийся разводиться с женой. Три года назад потерявший во время аварии 8-летнего сына.
Местный начальник полиции Гисли (единственный представитель закона, оставшийся в городке). Набожный, обстоятельный, спокойный. Пытающийся уговорить смертельно больную жену-инвалида уехать подальше от вулкана. Жутко уставший от болезни супруги, но упорно заботящийся о ней.
Местный мистик Бергрун — хозяйка единственного отеля. Побывавшая в Непале, Индии, ведающая остальным сказки и предания старины глубокой. Гадающая не только на кофейной гуще или Таро, но и на внутренностях животных.
Большинство из них окажутся напрямую связаны с гостями и получат возможность переосмыслить многие из своих поступков, сделанных и несделанных. Заняться моральными терзаниями, сомнениями, глубокой рефлексией. Продемонстрируют зрителю прогулку по одной и той же реке. Осознанные поступки, понимание. И еще немало психологических этюдов.
Эрго. Неспешный, чуток подзатянутый, окутанный пеплом исландский психологический триллер. Смотрибельно, но заимствований и шаблонных моментов многовато.
Режиссер: Бальтасар Кормакур, Боркур Сигторссон, Тора Хилмарсдоуттир
В ролях: Гвюдрун Эйфьорд, Ирис Таня Флигенринг, Ингвар Эггерт Сигурдссон, Алиетт Офейм, Торстейнн Бахман, Харалдур Эри Стефанссон, Сольвейг Арнарсдоуттир, Балтазар Бреки Балтазарссон, Биргитта Биргисдоуттир, Бьёрн Торс