Пришелец: извне или снаружи? Кто вы, мистер Прот?
Доктор-психиатр Марк Пауэлл (Бриджес) считал себя хорошим специалистом. И врачом, способным разобраться практически в любом психическом отклонении. Но случай с неким Протом (Спейси), человеком без документов, считающим себя инопланетянином из созвездия Лира, поставил Марка в тупик.
Прот умен, харизматичен, логичен, обладает недюжинными знаниями в области астрономии, психологии, и даже отбирает у доктора его работу, помогая остальным пациентам клиники, куда его поместили. Пауэлл не верит в существование внеземной жизни, а его опыт говорит, что корни большинства психических хворей обычно лежат в травмирующем прошлом.
Однако чем ближе становиться день, когда Прот пообещал покинуть Землю, тем больше сомнений посещает доктора. Неужто перед ним действительно пришелец?
Идея о контакте со внеземным разумом может быть реализована массой путей. Как боевик (http://perekat.kiev.ua/день-независимости-возрождение-independence-day-resurgenc/ ), ужастико- триллер (http://perekat.kiev.ua/живое-life-2017/ , http://perekat.kiev.ua/летящие-сквозь-ночь-nightflyers-сериал-2018-мартин/ ), психологическое исследование (http://perekat.kiev.ua/прибытие-arrival-2016-рецензия-обзор/ ), трагедия, комедия. А может быть подана таким образом, чтобы зритель так до конца и не уверился в том, что этот самый контакт вообще был.
Именно этой дорогой пошли автор одноименного романа (1995) Джин Брюэр и постановщики ленты по его мотивам.
Получилось приятно.
Лента вышла актерской и атмосферной.
Причем расписывают эту партию фактически два лицедея.
Шикарный Кевин Спейси («Обычные подозреваемые/Подозрительные лица»), «Время убивать», «Секреты Лос-Анджелеса»).
И еще бодрый и полный сил Джефф Бриджес («Седьмой сын», «Призрачный патруль», «Посвященный», «Любой ценой», «Дело храбрых»).
Спейси, находящийся как раз в зените славы, весьма хорош. Поворот головы, чуть растерянный всепонимающий взгляд из-под темных очков. Легкая, едва угадываемая полуулыбка. Минимум внешних эмоций. Скованная, лишенная резких жестов пластика. Выплескивающаяся при каждом шаге харизма. Тонкий, подмечающий малейшие оттенки происходящего разум. Мягкая ирония родителя, общающегося с расшалившимися детишками. Искренняя и незамутненная любовь к фруктам.
Бриджес также не подкачал, показав нам отличное развитие образа. Пресыщенный, снисходительный, подзажравшийся, уверенный в себе, все повидавший эскулап в начале. Профессионал, понимающий, что, оказывается, бывают случаи, которые не объяснишь в рамках богатой врачебной практики. Человек, неожиданно отыскавший друга, начинающий сомневаться в своей реальности и надеяться на то, что ее рамки могут быть шире, чем казалось.
У них вышел отличный дуэт, дополняющий и развивающий друг друга, дарящий зрителю одну из самых запоминающихся пар в современном кино.
Второе что откровенно радует в K-PAX – атмосфера картины. Лента с самого начала немного грустная, неуловимо печальная, при этом чертовски оптимистичная. Расширяющая горизонты, дарящая надежду на то, что за пределами Земли что-то есть, и это что-то окажется не ксеноморфом кислотным, а вполне вменяемым и продвинутым существом.
А наблюдая за работой Прота с его невольными соседями, или слушая его размышления о религии, социальных или семейных отношениях и прочих проблемах человечества, чувствуешь себя нашкодившим школьником, в очередной раз не справившимся с домашним заданием. И замечаешь за собой желание попробовать все же справится с пакостной задачкой.
Вдобавок фильм дает нам возможность подумать о хрупкости людской психики, и о том, что эту хрупкую структуру может сломать практически любая бытовая фобия. И в психиатрических клиниках очень мало Наполеонов и Жанн Д’Арк, зато полно людей шарахающихся от ближних своих и не способных больше переносит вонь их злобы, зависти, жадности.
О настоящих трагедиях я даже не говорю.
Интересно наблюдать за играми света и блеском солнечных лучей, используемыми оператором весьма часто. Это явный кивок в сторону способа путешествия Прота.
Еще одним приятным моментом стала игра постановщиков со зрителем. Они то тонко (в стиле незабвенного Штирлица и Евы Браун) намекают на инопланетное происхождение героя. То наоборот склоняются к его земной природе и погружении в иллюзию под влиянием трагедии. Так и не отвечая однозначно на вопрос происхождения героя. Решайте, мол сами, товарищи зрители, кому что больше по нутру, будто говорят они. И это, в отличие от большинства как-бы открытых концов, абсолютно не напрягает.
Эрго. Отличный актерский проект, помимо двух хороших лицедейских работ дарящий нам приятную атмосферу и изрядный заряд оптимизма.
Режиссер: Иэн Софтли
В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес, Мэри МакКормак, Элфри Вудард, Дэвид Патрик Келли, Сауль Уильямс, Питер Герети, Селия Уэстон, Аджай Найду, Трэйси Вилар, Джон Тоулс-Бей, Кимберли Скотт, Кончата Феррелл, Винсент Лареска, Клеберт Форд
P. S. Единственный непонятный момент: куда они $68 000 000 бюджета подевали? Картинка столько не стоит, спецэффектов нет как класс, разве что два главных героя затребовали себе нехилые гонорары. Впрочем, за такую работу не жалко.