Гладиаторы, Кёстлер А.

Артур Кёстлер «Гладиаторы». —  М.: АСТ, Харьков: Фолио, 2003 (Серия: Мировая классика)

Утопия против Реальности, или Оправдывает ли цель средства?

73 год до нашей эры. Капуя. Из школы Лентула Батиата бежит 70 гладиаторов под предводительством галла Крикса и фракийца Спартака.

Беглецы озлоблены и беспощадны. У свободных жителей солнечного юга Италии настают тяжелые времена. Да и рабам достается. С грабежом и убийствами понятно, а вот с позитивной программой у разрастающегося отряда не все слава богу.

До той поры, пока Спартак не загорается идеей построить свободный от рабства Город Солнца. Дело непростое. Ведь преградой на пути к этой цели будут не только легионы Вечного города, но и конфликты среди самих восставших.

 

Восстание Спартака изображали в литературе по-разному. Эпично-романтично, как у Джованьоли. Подростково-энциклопедично, как в «Приключениях мальчика с собакой». Аналитично-увлекательно как у Валентинова.

Но был еще один взгляд на эти далекие события. Взгляд в исполнении британского журналиста и писателя Артура Кёстлера, в 1939 создавшего свою версию происходящего две тысячи лет назад в солнечной Италии.

Роман жесткий, подчеркнуто неромантичный, нарочито-реалистичный в определенных моментах. Позволяющий себе смелые предположения в других.

Автор обозначает свою позицию фактически с первых строк, и придерживается ее до финала. Грязные комнатки служилого люда Капуи. Общественный сортир (Зал Дельфинов!), в котором его посетители во время оправления важных надобностей ведут обстоятельные беседы, заводят нужные знакомства. Неприятные толстые, или наоборот худые личности среди бежавших гладиаторов. Личности, с ходу вызывающие отрицание вплоть до отвращения. Не исключая вождей, типа аморфно-толстого Крикса или вовсе уж сволочного Каста. Убийства на каждом шагу, происходящие естественно и порой будто походя (жизнь – копейка, точнее унция, судьба злодейка). Жестокость, насилие, въевшаяся в подкорку. Жуткий бардак в войске (банде?) восставших. Разбойная вольница, единственной целью которой стало прожить еще один день, желательно сытым и пьяным. Раздоры среди представителей различных племен.

Персонажи простоваты, грубы, ленивы и твердо стоят на ногах, даже разговаривая на философские темы (а пофилософствовать некоторые из них не дураки).   

Атмосфера того времени и зарождения восстания, как ее видит автор, складывается перед нами будто на ладони. Кровавая, грязная, жестокая, приземленная донельзя. Никакой романтизации ни Древнего Рима, ни его военачальников, ни рабов, благородно поднявшихся против угнетателей, нету даже в ближайшем приближении.   

Есть, правда, одно позитивное исключение. По имени, как вы уже наверняка догадались – Спартак. Да, перед нами не великий вождь из романа Джованьоли, не гениальный стратег Валентинова. В версии Кёстлера Спартак изначально плывет по течению, не строя никаких планов, отличаясь лишь добродушием, звериной шкурой вместо одежды, да харизмой. Однако довольно скоро вождь (точнее один из вождей) находит для себя цель всего происходящего. Начиная плавное движение к этой цели. Городу Солнца. Возвращению в Золотой Век. Восстановлению справедливости.

Но даже Спартак, после крушения его мечты, практически впадает в отчаяние, опускает руки, отдаваясь на волю судьбе. Стараясь лишь «пройти дорогу до конца».

Битвы Кёстлера почти не интересуют, он подарит нам краткое описание аж двух сражений. Изучать историю восстания по этому роману вообще не стоит. События 73-71 годов для Артура лишь фон для его собственных мыслей и выводов.

Зато антуража, людских судеб и внутренних терзаний автор отсыплет нам с лихвой. Это касается не только Спартака, но и качественных второстепенных персонажей. Писец — фанат каллиграфии. Таинственный круглоголовый эссен, подкинувший вождю идею Города Солнца. Оратор и летописец восстания Фульвий. И еще масса обычных людей того времени, причем как рабов, так и свободных.

Любопытны также «приметы эпохи», когда автор парой абзацев описывает истории некоторых новобранцев армии Спартака. Прошлые разборки меж италиками и Римом. Отношения внутри Вечного города или в армии рабов.

По слухам Артур долго работал над материалом, изучая историю Древнего Рима, что очевидно в различных мелочах эпохи, описании отношений, обстановки в Риме и Капуе, упоминаемых известных личностях. Тем непонятнее периодически проскальзывающие анахронизмы, типа «брезента» или «батальона».

Книга полна размышлений о справедливости, воздаянии, хороших целях и дурных средствах, революции, ее этике, экономических законах, путях зла, тирании, благих намерениях, предопределенности, косности мышления и людской природе, попытках изменить натуру гомо сапиенса. Да о чем только Кёстлер не размышляет устами своих героев! Вдобавок перед нами своеобразная попытка показать строительство утопии в рабовладельческом обществе, и демонстрация столкновения этой самой утопии с реальностью.

Да, допущений в романе выше крыши. Спартак строит утопический город, становится эдаким передовым человечищем, предтечей Мессии, опередившим время годочков на полторы тысячи, выдвигающим идеи против угнетения человека человеком, ратующим за крушение рабства. Однако, учитывайте, что фактаж тех событий (не говоря о мотивах и целях восставших) приходится восстанавливать по кусочкам. Причем из порой противоречивых работ историков, большинство из которых жили позднее Спартака. Так что каждый волен допускать то, что ему по душе.

Впрочем, мне видение автора по душе пришлось не слишком.

Эрго. Натуралистичное и жесткое, с казнями, убийствами, насилием, путешествие в эпоху Древнего Рима. Путешествие, ориентированное больше на внутреннее, чем на внешнее действие. Радующее второстепенными персонажами и показывающее столкновение утопии с реальностью. Использующее восстание Спартака, как повод к размышлению над вечными вопросами.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.