Стелла Геммел «Город». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2015 г. Серия: Звёзды новой фэнтези
Антивоенное фентези на залитой кровью земле, или Мрачная история высокомерного поселения
10 тысяч лет возвышается на земле Город. Он знал века возвышения и столетия полного упадка. Полностью сменялись населявшие его народы, покровительствовавшие им боги, архитектура, границы.
Пока им не стали править семь великих семей, семь властвующих домов. И величайших из них – Бессмертный – император Ареон. Император развязавший войну с «синекожими», идущую уже столетия. Войну, уложившую в землю лучших сынов и дочерей Города, вытянувшую из него все соки.
Жертвами этой войны стали сотни тысяч людей. Среди них бывший полководец Шаскара, ложно обвиненный Императором в измене и прячущийся в огромной подземной городской клоаке. И маленькие Элайджа с Эмли, позабывшие как выглядит солнце. И воительница Индаро, попытавшаяся выбраться из колеса беспрерывных битв, но все равно вернувшаяся на передовую. И военачальник Фелл Эрон Ли, беспрерывно теряющий своих людей в бесплодных сражениях. И…
Они еще не до конца поняли, что дальше так продолжаться не может. И для того чтобы покончить с войной нужно разобраться с императором. Тем кто не дает ей угаснуть. Тем, кого называют Бессмертным.
И, возможно, называют не зря.
Стелла Геммел известна как вдова и соавтор британского писателя-фантаста Дэвида Геммела, дописавшая после его смерти финальную книгу трилогии «Троя». Ее первый самостоятельный роман, по слухам отличался мрачным, тяжелым, но хорошо проработанным миром. Ну и ладно, не все же жизнерадостными сказками зачитываться – решил я — авось прорвемся (тем более перевод книги был сделан знаменитой Марией Семёновой). И не пожалел.
The City действительно не назовешь образцом позитивной литературы, но есть в нем некая особая гнетущая притягательность.
Давненько не встречал я мира, где шла бы настолько длительная, бессмысленная и беспощадная бойня. Сандерсон, говорите, разборки алети с паршенди в «Обреченном королевстве»? Не тянет шестилетняя война вдалеке от центра страны на сравнение с долгими десятилетиями (если не столетием) военный действий, втягивающих в свою орбиту абсолютно все население Города (то, которое не догадалось смыться в Чертоги, конечно). Причем, учтите, постоянно идет «горячая» фаза бойни. Это вам не Столетняя война, затихавшая то на девять, то вообще на 20 годочков. И не холодная война СССР с США, проводившаяся в основном на территории других стран. Это самая натуральная постоянная мясорубка на границах Города, атакуемого практически всем остальным известным миром. Дипломатия? Использование одного врага против другого? Стратегия? Нет, не слыхали.
Геммел создавала свой Город, явно вдохновляясь величайшей земной империей – римской. Мелькают отголоски Рима в именах, названиях армий, аллюзии в способах управления и высокомерном отношении к соседям. Но одновременно с подобиями, хватает и кардинальных отличий. Причем отличий, всерьез ослабляющих Город (возможно осознанно). Нет понятия гражданства, одного из определяющих факторов долгого владычества детей Волчицы над половиной открытого мира. Есть лишь аморфное — сын Города, хотя идеологическая накачка населения Бессмертным Императором (ау, Стэн!) находится на высочайшем уровне. Нет использования варваров в армии, за все отдуваются те самые сыны и дочери Города. Почти нет как таковой дипломатии (по крайней мере, в последние несколько десятилетий), а то что есть, выглядит абсолютно по-детски. Практически нет торговли (Город фактически в осаде). Нет той наивной честности в высказываниях, заменяемой политическими мантрами-витиеватостями, присущими современному, а не древнему миру («Город хочет мира, но мира достойного»). Да почти ничего нет, не считая напыщенной знати, и солдат, своей грудью не пускающих врага в родные пенаты. А уж повсеместное использование женщин в армии (причем в линейных войсках) и вовсе за гранью добра и зла. Ихнее начальство совсем нюх потеряло. Непонятно, почему давным-давно не запылал веселым пламенем Алый дворец, а головы Ареона и представителей великих семей не украсили стены Города. Попервах абсолютно не понятно. Со временем кое-что проясняется.
Ведь самым интересным отличием от нашего Рима стала идея империи, повелители которой не просто называли себя сынами Богов, а действительно находились в определенных родственных отношениях с некими сверхсуществами. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, типа весьма необычных способностей.
Мир книги раскрывается весьма постепенно и неторопливо. Сперва мы попадаем в Чертоги — городские подземелья, описанные автором настолько подробно и с душой, что читатель будто наяву ощущает себя в столетних тоннелях под толщей камня и земли. Вечно темных тоннелях, по которым проносятся тонны воды и нечистот. Низких и гнетущих тоннелях, служащих домом сотням живых существ. Смертельно опасном месте, меж тем дающем надежду изрядному количеству отверженных горожан.
Затем мы знакомимся с городской армией, попадаем на поля сражения с «синими», увидим поближе тех, кто год за годом защищает Город в бесконечной войне.
Переносимся на его улицы, пройдемся по наземной части и даже императорскому дворцу. Увидим полную картину умирающего, затапливаемого водой Города. Узнаем, наконец, кто же такие эти пресловутые «синекожие», и чем они дышат.
А затем плавно переберемся к упорным интригам, которыми заняты как местные власти, так и их противники. Не только банальной борьбе за внимание повелителя, или должность пожирнее. Но интригам, плетущимся с целью спасти Город, а также их противников от чрезмерно затянувшейся войны. Интригам, прямиком ведущим к самоубийственным попыткам устранения Бессмертного императора. Почувствуйте себя Брутом, а точнее его ранешними, менее удачливыми коллегами.
Постоянно всплывают и мелькают имена и персонажи, в будущем играющие важную роль в повествовании. По всему тексту разбросано множество подвязок на грядущее. По стенам развешаны ружья, эффектно стреляющие в свое время. Во внимательности леди Геммел не откажешь.
Роман буквально пронизан антивоенными мотивами, редко обыгрываемыми в фентези. Обычно за этот аспект отвечает серьезная фантастика, а героическое фентези наоборот самозабвенно наваливает трупы тысячами, вызывая в читателе некую бесшабашную обреченность из серии «все там будем». Стелла действует по-другому. С первых страниц она вызывает у нас стойкое и непреходящее отвращение к войне. Войне, доведенной до абсурда. Крощащей все новые и новые людские тела, не разбирая ни пола, ни возраста. Войне, пометившей практически все известное мироздание. Это при том, что автор не увлекается описанием сражений и поединков, показывая битвы схематически, хотя подчас вполне натурально. Нравится? — будто спрашивает Геммел — героики вам захотелось, войнушек? — нате жрите, не обляпайтесь!
Да, сюжет порой развивается слишком уж неторопливо, в тексте хватает анахронизмов, и психологически действия большинства персонажей частенько выглядят странновато. Но как образец темного, антивоенного, порой гнетущего фентези Город вполне достоин внимания.
Эрго. Тщательно и продуманно сверстанное (пускай и подзатянутое) мрачноватое фентези с пацифистскими мотивами и древнеримскими аналогиями. Любителям волшебной сказки тут ловить нечего. Фанаты dark fantasy вполне могут уделить внимание.