Фарго (Fargo), 1996 — рецензия (обзор)

О роли случайностей, или Кровавое порицание алчности

На первый взгляд у Джерри Ландегаарда (Мэйси) все было в порядке. Достаточно денежная работа по продаже автомобилей. Дом. Сын-подросток. Богатый тесть.

Однако Джерри до колик надоело ощущать, у кого в семье настоящие деньги, выслушивать поучения тестя, и питаться финансовыми объедками с его стола. 

Вот и задумал Ландегаард срубить денжат. По легкому. Надо всего лишь встретиться с парой бандюков Карлом (Бушеми) и Гэиром (Стормаре), заказать им похищение жены, а потом стрясти с опостылевшего тестя побольше бумажек с президентами.

Ну, хороший же план! Простой, элегантный, беспроиграшный.

Но как обычно, что-то пошло не так.

 

Минуло уже четыре сезона отменного сериала «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/) когда я, наконец, добрался до оригинальной ленты, послужившей идейным вдохновителем этого телепроекта.  

Сразу скажу – впечатление двойственное.

С одной стороны перед нами фирменное коэновское кино с забавно-опасными криминальными типажами, черным юмором, безумными случайностями, панорамами Америки. С другой — после одноименного сериала и еще кучи криминальных теле и кинофильмов 21 века, лента смотрится не так ярко, как ожидалось. Я понимаю, что Fargo 96-го был среди пионеров, а стариков надо уважать, но все же.

Теперь по порядку.

С атмосферой в картине все в порядке. Хорошие операторские решения, показывающие бескрайние заснеженные просторы Америки с узкими лентами дорог и коробочками автомашин. Укутанные по самые брови герои (вот бы у них поучиться персонажам «Террора» в упор игнорирующим нормальную зимнюю одежду). Cнегопады, сквозь которые едва пробивается свет автомобильных фар. Тишина и пустота на многие мили. Природа, на фоне которой напрочь теряются творения человека и сам царь природы. Наглядно демонстрирующая ничтожество гомо сапиенса и его безумной погони за деньгами.

Сюда же примыкают любимые Коэнами случайности, позднее развитые в «В старикам тут не место». Хочешь насмешить бога, расскажи ему о своих планах – это про «Фарго». Или как там в законах Мерфи? Все что может пойти не так, обязательно пойдет не так. Фильм — наглядная иллюстрация этого тезиса. Память обязательно вас подведет. Ненужные встречи обязательно произойдут. То, что обычно срабатывает (типа взятки) – не сработает. Те, кто могут вмешаться в происходящее – обязательно вмешаются.

Тем более, когда за дело принимаются не преступные гении уровня Мориарти, а обычные, не великого ума люди. А таких в фильмах Коэнов 99 из100. Причем как среди бандюков, так среди копов и обывателей.

Коэны не очень любят человеков. И глядя на здешних героев — братьев можно понять. Нормальных, вменяемых людей в фильме раз, два и обчелся. Фактически к таковым можно отнести лишь Мардж и ее супруга.

Дважды оскароносная Фрэнсис МакДорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Благие знамения») создала интересный женский образ. Ее Мардж – неглупа ­(уже большая редкость), беременна на седьмом месяце, работает в полиции и относится к своей профессии с максимальной ответственностью. С одной стороны перед нами классическая женщина, жаждущая домашнего уюта и мужского плеча. С другой – настоящий коп, подмечающий мелочи, делающий выводы. Сильный человек, умеющий держать в узде подчиненных и гармонично встраивающий семейные отношения. Способный раскрыть дело, задержать опаснейшего преступника и поддержать супруга, не отдавив его мужское самолюбие. Имеются у персонажей и забавные особенности. Как та же искренняя любовь к еде у семейства Гандерсон. И если у Мардж это скорее всего обусловлено беременностью, то ее муж просто нежно любит поесть (как он при не превратился в классического жердяя – вопрос открытый). При этом Мардж просто хороший человек, чтящий законы и мораль, не поддающийся американской мечте в ее худшем варианте – богатство любой ценой. Получающий удовольствие от жизни, как она есть. Именно на таких людях действительно держится будущее цивилизации.

Разве что отсутствие шлейфа роли несколько расстроило, да проработка персонажей могла быть получше. Прошлого героев (причем это касается практически всех участников событий), их мотивации, постановщики отсыплют нам в час по чайной ложке. Особенно хорошо это видно по сравнению с тем же одноименным сериалом, где этой самой проработке уделили на порядок больше внимания. В результате персонажи из телепроекта заиграли всеми красками, став для нас практически родными. В отличие от здешних. Да, я понимаю, что у постановщиков сериала априори было больше времени на раскрытие персонажей, но все же.

Уильям Х. Мэйси и его Ландегаард тут отвечает за классических жителей провинциальной Америки. Не злых, но и не добрых. Достаточно беспринципных, лишенных моральных ориентиров, считающих, что достойны большего. Относительно слабых, и способных на подлость. Обычных людей, коих в мире подавляющее большинство. Сыграно неплохо, с яркими эмоциями и погружениями вовнутрь.

Стив Бушеми («Перекресток Миллера», «Клан Сопрано», «Подпольная империя», «Электрические сны Филипа К. Дика») играет подленького балабола со слегка безумным взглядом. На первый взгляд не особо опасного, но способного на срывы.

А вот кто с ходу начинает излучать опасность – так это Петер Стормаре («Особое мнение», «Напролом», «Веселые каникулы», «Охотники на ведьм», «Возвращение героя», «Черный список», «Американские боги») и его молчаливый швед. Да, это еще не ошеломляющий Чернобог, но и его Гэиром весьма хорош. Точнее безжалостен и бескрышен.

Вместе парочка смотрится отлично, на противоречиях создавая запоминающийся дуэт.

Хватает в ленте коэновского фирменного черного юмора, порой прорывающегося сквозь слезы. Некоторые сцены, типа «Мне нужен йод», или «Ты что-то увидела?» весьма хороши.

Не оставляют нас постановщики и без морали. Главное к чему они призывают зрителя – поумерить жадность. Ведь деньги это действительно не самое важное в жизни.

Начать пользоваться мозгами, думать прежде чем решаться на неприглядные вещи, по их мнению, также было бы неплохо. Не поспоришь.

Плюс они наглядно демонстрируют, как смерть следует за смертью, кровь притягивает кровь, и стоит лишь начать убивать, остановиться потом будет очень затруднительно.

Но даже в этих условиях Коэны находят позитив и лучик надежды. Ведь хорошие люди способны справиться с плохими. А также родить и воспитать детей, имеющих все шансы пойти по стезе родителей. А значит, у человечества все же есть шанс.

Эрго. Захватывающая криминальная история, ставшая одной из прародительниц целого поджанра. Который ее духовные потомки довели практически до совершенства. Радует атмосферой, роковыми случайностями, неплохими актерскими работами. Вот только проработка персов подкачала. Да те самые потомки избаловали зрителя. Что, впрочем, не умаляет достоинств творения братьев Коэн.

Режиссер: Джоэл Коэн, Итэн Коэн

В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Уильям Х. Мэйси, Стив Бушеми, Петер Стормаре, Кристин Рудруд, Харви Преснелл, Тони Денмен, Гэри Хьюстон, Салли Вингерт, Курт Швейкхард, Ларри Бранденбург, Джон Кэрролл Линч

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.