Николас Имс «Короли Жути». — СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 г. Серия: Звёзды новой фэнтези. (Первый роман из цикла «Сага»).
Истребители чудовищ, исполняющие работу Геральта, или Старые кони, пашущие историю/Старики-разбойники
Двадцать лет назад — лучший и знаменитый на весь мир отряд наемников с гордым именем «Сага». Бойцы, для которых не было безнадежных ситуаций, гроза чудовищ и Короли Жути.
Теперь — несколько усталых пожилых мужчин, с болячками, ожирением, детьми и женками. Растерявших напор и подзабывших прежние умения.
Но когда одному из них понадобилась помощь для спасения дочери, отправившейся на войну, постаревшие Короли вновь собираются в банду.
Вовремя. Ведь над миром нависает жуткая угроза. Один из последних представителей расы могущественных колдунов ведет Жуткую орду чудовищ, уже сокрушивших западный рубеж человечества – Кастийскую республику. Уцелела лишь горстка защитников, запертых в осажденной крепости.
Крепости, где, как раз находится цель возрожденного отряда.
Встречая время от времени представителей канадского фентези (Эриксон, Кастелл), выяснил, что еще одним ярким представителем этого национального направления называют Николаса Имса. Парня, которому помог с первой публикацией уже упоминавшийся Себастьян де Кастелл.
Не зря. Kings of the Wyld оказался достаточно любопытным иронично-приключенческим фентези. Никак не эпик, да и к героике его отнести можно со скрипом, но приятно. Битв и сражений маловато, история мира очерчена пунктирно (чаще всего короткие экскурсы в прошлое сеттинга по абзацу, не больше), зато продолжительное путешествие-квест в наличии.
Итак, перед нами группа старперов, решивших вновь вспомнить молодость. Идея престарелых героев не нова, возьмем того же Аберкромби с его Логеном или Пратчетта с Коэном, но благодатна.
Мы видим людей поживших, битых и мятых, покрытых шрамами и воспоминаниями. Гениев чистого разума среди них не отыщешь. Обычные наемники, каждый с персональным кладбищем. Трое из пяти 20 лет назад встретили женщин, изменивших их жизнь. Отдельно хочется отметить, что отнюдь не все эти встречи стали браками и любовью на всю жизнь. Одна из трех (нормальный процент, к слову). Остальные отношения ко времени написания романа или закончились, или все равно, что закончились. Кстати, именно прекрасных дам, автор считает фактором, способным разрушить самое крепкое мужское братство и радикально изменить жизнь воителей (не всегда к лучшему). Неправильный выбор спутницы жизни ведет к депрессиям, ссорам, ностальгии о прошлом. А правильный – придает силы, позволяет смириться с ненавидимыми грибами (до некоторой степени) и жить обычной, нормальной жизнью.
Если не заявятся экс-боевые побратимы. Шоб они были здоровы.
Клэй «Пузочес» — крупный мужик, ненавидящий шлемы, воин известный тем, что не сразу включался в боевые ситуации («тормозил, одним словом»). Именно от его имени ведется рассказ, и познакомимся с ним мы лучше всего. Тот самый единственный пример полностью удачного брака. Человек, который не собирался срываться в поход, его и дома, в принципе все устраивало. В молодости совершивший немало дурного, но изменившийся после встречи с будущей супругой. Таящий внутри немало детских психотравм, да и с папаней нехорошо получилось. Эдакий стержень, вокруг которого собираются бывшие Короли.
Гэбриель, в молодости известный как Золотой Гэб. Хвастливый, тщеславный, язвительный, но обаятельный. Сейчас уставший сломленный мужчина, теряющий дочь, которую как оказалось он чертовски сильно любит. Да и чувство вины никуда не денешь. Ведь из-за того, что Роза пошла по его стопам, она оказалась там, где оказалась.
Волшебник, а точнее ученый-алхимик Муг. Увлеченный двумя вещами. Поисками мифического совомедведа и лекарства от неизлечимой черногнили, унесшей жизнь его мужа (да-да, без нетрадиционно ориентированных героев роман не обошелся, как и без феминистических напевов – что вы хотите – мода!) и теперь принявшейся за самого мага.
Матрик Черепобой – пьяница, обжора, ловелас, сражающийся двумя кинжалами. Сейчас растолстевший король одной из держав Грандуаля. Отец пятерых детей, ни один из которых не является плодом его чресел.
Ганелон – самый опасный боец Саги, не познавший ужасов старения. Человек убивший 7 человек в 11 лет, а ушедший в наемники в 14-летнем возрасте. Прирожденный убийца, получающий искреннее удовольствие от сражений и смертей.
И никаких бардов! Они все равно долго не живут.
В общем, приятно, но ничего выдающегося. Да и «прет» им совершенно не по-детски.
А вот ироничная часть романа на высоте. Шутят, иронизируют и стебутся в романе часто и помногу. Есть юмор более удачный, есть менее, кое-что даже запоминается, как то судьба новоиспеченного императора и его проблемы с тестикулярной асфиксией, размышления о браке («Говорили ты сдох? Почти, я женился»), бассейн, в котором отдыхают, или забавная ситуация с разными подходами к объяснениям («Это долго объяснять… ну или так»). Что порадовало больше всего: ирония в книге почти всегда преподносится с абсолютно серьезным лицом. Забавные ситуации возникают от недопонимания, случайностей, разных взглядов на происходящее, своеобразного мировоззрения героев, частенько используется философское отношение к жизни. Почти нет нарочитого стремления насмешить (по большей части), в результате юмор воспринимается более органично. Распотешили, окаянные, ничего не скажешь.
Сеттинг вышел у Имса колоритным но достаточно стандартным. Державы, условно списанные с кочевников, северян-варваров, знойных южан и моряков (у этих, кстати, матриархат). Основное действие, впрочем, происходит в аналоге классической средневековой Европы. Летающие корабли. Религия, с которой как потом выясняется, все не просто. Вкусно описанные города. Контов Стан – Вольный Город, где нет законов, налогов, торговых пошлин. А заодно – порядка, замощенных дорог, почищенных сточных канав.
Или Пятипрестолье — сердце цивилизованного мира. Эдакая чаша, на верхней кромке которой живут богачи, на донышке беднота. Город, разделенный на несколько округов-районов по количеству местных государств (построенных в соответствующей стилистике) и управляемый советом с представителями от этих самых держав. С Денежным холмом, переполненным притонами, игорными домами, курильнями, тавернами, борделями, ломбардами, менялами, бойцовыми ямами, храмами – местами, где легко и приятно можно оставить деньги. И, конечно – аренами, где сражаются с чудищами. Один Макитон – расположенный на огромном корабле, закрепленном посреди реки, чего стоит.
Вот мы добрались до еще одного сюжетообразовывающего фактора цикла.
Местных чудищ. Монстров, нелюди, чудовищ, дикой нечисти здесь просто невообразимое количество, всех не запомнить и не перечислить. Появились они не просто так. Давным-давно печально известные друины – бессмертные, могучие волшебники с заостренные зубами и ушами похожими на кроличьи (местами напоминают навов, еще и могут предсказывать ближайшее будущее – что-то слишком мало их выжило для таких крутых парней, понятно междоусобицы, мало рожали, но все равно…) разводили монстриков для своих армий. Орки, гоблины, тролли, великаны, циклопы, кентавры, гноллы, гарпии, химеры, птицы рух, етики, раски (что бы это ни было), огры, виверны, мантикоры, драконы, люди-змеи, големы, волколаки, селки-русалы, кобольды, древеи (разумные деревья). Фух, это я еще и половины не упомнил. Чудовищ просто немеряно. Никакой Геральт не справится.
Но здешние гомо сапиенсы рук опускать не стали. Появилось такой феномен как отряды наемников – «банды», исполняющие работу отсутствующих в этом мире ведьмаков-ведунов. Наемники брались за уничтожение монстров в более-менее цивилизованных местах. И, конечно же, совершали походы в рассадник чудовищ – Кошмарную Жуть. Где смельчаков ждали зубы монстров, сокровища, магическое оружие и артефакты. А также – Проклятие Отступника — смертельная черногниль, от которой не существует лекарства. В результате самыми популярными, обожаемыми, известными, вызывающими восхищение и пиетет людьми в Грандуале становятся не короли, волшебники или барды. А наемники, а точнее их объединения.
Забавно наблюдать за реакцией протагонистов на изменения, произошедшие в наемничьем бизнесе. А изменений за 20 годочков случилось немало. Их молодые последователи не особо стремятся лезть в тысячемильные леса Жути, взамен вступая в бой со специально выращенными (!) чудищами в показательных боях на гигантских городских аренах. Собирая восхищение, аплодисменты не постфактум, а что называется: «не отходя от кассы». Современные наемники стали натуральными «медиа-персонами», рок-звездами с раскрашенными лицами и поцелуйчиками. Показушники! – сокрушаются герои, эх вот в наше время!
Монстры также дают возможность автору поговорить с читателем о ксеноциде и убийствах разумных. Рупором этой идеи выступает один из последних друинов – герцог Листопад, откровенно мстящий гомо сапиенсам за убийства чудовищ, их повальное истребление. Одно мол дело, когда вы жизни свои спасали. А другое – когда детишек гоблинов или кобольдов уничтожаете. Или при аренах специально на убой живых существ с мозгами выводите.
Знакомит нас автор со своим миром последовательно и неторопливо через долгое путешествие. Выводя героев и читателя из провинции, проводя по границе лесов прямиком к сердцу цивилизации. Отправляя затем, понятное дело в Кошмарную Жуть. Ведь как Короли могут не посетить свои владения.
Имеются жесткие моменты, напоминающие, что, несмотря на иронию, перед нами дело серьезное, но их немного.
При этом экшена в книге достаточно скромное количество (не считая финальной битвы), хотя имеющиеся драки описаны живо и опять же с юмором. А вот с роялями из кустов автор порой перебирает. Не самый оптимальный прием, будем честными.
Эрго. Ироничное приключенческое фентези с кучей юмора разной степени удачности, немерянным количеством чудищ и длинным квестом-путешествием. Прилагаются любопытные, хотя и не идеальные престарелые герои, колоритно описанные города, скромное количество экшена и боги из машины.
P. S. Имс писал свою книгу, держа в уме аллюзии на рок-музыку, посему, как потом выяснилось, название «банды» наемников ведут свое происхождение от «rock band». Не считаю себя знатоком западного рока, посему в процессе чтения эти аллюзии прошли мимо меня.