Артемис Фаул (Artemis Fowl), 2020 — рецензия (обзор)

Гений против волшебства, или Однажды в Ирландии

Артемис Фаул младший был необычным ребенком. Дело не в том, что он был наследником богача-затворника, обитавшего в огромном поместье на берегу моря.

А скорее в умственных способностях Артемиса. Парнишка был гением, способным обыграть в пять ходов чемпиона мира по шахматам, или самолично клонировать козла.

Еще он очень любил отца и с удовольствие слушал его истории о малом народце, живущем рядом с людьми.

И когда отца похитили, потребовав взамен могущественный артефакт фей, юный Фаул не стал утверждать, что фей не бывает.

А принялся за дело, составив хитроумный план.

 

Серия романов ирландца Йона Колфера о юном преступнике-вундеркинде, весьма тепло принята публикой и просилась на экраны еще с появления первого тома в 2001 году. Однако была готова к выходу в свет лишь к лету 2019-го. Не сложилось. Сперва премьера была перенесена на май 2020-го, а затем стало не до премьер. В мир пришел Сам Знаете Кто.

Однако Дисней не растерялся, выпустив ленту на своем сервисе Disney+.

Как оказалось Artemis Fowl весьма сильно отличается от книжного прародителя, но при этом способен помочь вам приятно провести полтора часа (настолько скромного хронометража я не припомню уже лет 10).

Постановщики решили, что делать акцент на криминальных наклонностях героя будет неверно с воспитательной точки зрения (что позволено суровым ирландским парням, не позволено Диснею), сняв историю о хорошем пацане, сражающемся за жизнь горячо любимого папани.

С одной стороны мы потеряли неординарные психологические характеристики и действия нестандартного героя, с другой получили красивое, правда шаблонное сказочное детско-подростковое фентези, типа Спайдервика или Минипутов. Что тоже лишним не будет.

Во первых строках письма хочется отметить волшебный подземный мир. Созданный как сплав техники и магии. Киберпанковская реклама, телепередачи на больших уличных экранах. Хитромудрые устройства связи. Девайсы для передвижения, типа электросамоката работающего на молниях. Криминальные элементы, как то гномы и гоблины, которых отправляют чалиться на нары годков эдак на 400. Хитрое импульсное оружие. Высокотехнологические шлемы местных копов, от которых не отказалась бы ни одна силовая структура мира. Рюкзачки с крылышками. Полеты капсул на энергии лавы. Огромные пещеры, в небесах которых снуют сотни летательных аппаратов. Многообразие видов малого народца, населяющих столицу подземного мира Гавань. Некоторые со своими любопытными особенностями. Как вам гоблины с огнестойкой кожей, умеющие выдыхать пламя? А эльфы-феи способные на гипноз-внушение, стирание памяти, телекинез и прочую невидимость? А временной купол и вовсе выглядит эдаким вундерваффе, решающим многие проблемы подземного народа.

Да, некоторые моменты выглядят откровенно смешно, как то гламурная зелененькая форма, а особенно дико забавный строевой шаг эльфийских вояк. Но то такое, подростковое кино все-таки.

Картинка в целом неплоха, правда, куда подевали 125 лимонов в полной мере не непонятно. Да, подземный мир хорош, но откровенно мультяшно-рисован (неужто, компьютерщики-художники в цене настолько поднялись?). Разве что демонстрация воздействия сферы времени на окружающий мир выпила из бюджета всю наличность. Впрочем, демонстрация яркая, не поспоришь.

Экшен-сцены связаны исключительно с троллем. Он у нас тут главная звезда боевиков, Скала со Шварцем нервно курят в углу.

Повествование идет от лица гнома-переростка Мульча (в хулиганистом исполнении Джоша Гэда, похожего здесь на Хагрида), что добавляет в рассказ личностную нотку. С гномами также связана самая спорная юмористическая линия ленты. Их способ копания («пора перекусить») могла придумать лишь нездоровая и циничная фантазия (спасибо товарищ Колфер) – ирландцы, что возьмешь. А вот «Пошел ты за 4-листником» порадовало. Побольше бы таких специфических ироничных моментов.

Персонажи у создателей картины получились вполне занятными.

К примеру, главный герой (его играет ирландец Фердия Шоу, по слухам дебютант в мире кинематографа). Хмурый, погруженный в себя, самоуверенный, горделивый, глядящий на современников свысока. И в его случае этому есть причины. Малыш умен не по годам. К сожалению, постановщики его гениальность не показывают, а лишь рассказывают о ней. Жаль. Тем более действия протагониста суперпродуманными назвать трудно: план по выходу на связь с волшебным миром напрямую зависел от одной конкретной случайности. Не выберись на волю буйный тролль, судьба Старшего была бы незавидной. И физически Артемис не пасет задних, тут вам и серфинг, и немалая ловкость в управлении хитрым моноколесом. А вот как криминальный элемент, в отличие от книжного прототипа, никак себя не проявляет. Нормальный юный парнишка с задатками социопата-мизантропа. А еще он искренне и самозабвенно любит отца.

Впрочем, Артемиса Фаула старшего в исполнении Колина Фаррелла («Телефонная будка», «Ночь страха», «Вспомнить всё», «Настоящий детектив», «Утешение/Экстрасенсы», «Фантастические твари и где они обитают», «Вдовы», «Поколение Вояджер», «Северные воды», «Бэтмен», «Джентльмены», «Банши Иншерина«) полюбить несложно. Таинственный коллекционер, увлекающийся и увлекающий, дома бывает редко, надоесть не успевает, ни в чем не ограничивает, знаток антикрвариата и завораживающих историй о волшебном народце, еще и денег куры не клюют. От такого предка мало кто отказался бы. Так что не удивительно, что Младший бросился спасть родителя со всем юношеским пылом.

Нонсо Анози («Схватка» , «Конан-варвар», «Игра Эндера», «Джек Райан: Теория хаоса», «Тут») и его Дворецки радует забавной прической и милой особенностью ронять скупую мужскую слезу («Я ведь не плакал?»). А вот собственноручно отмудохать тролля булавой постановщики ему не дали. Злые.

Лара Макдоннелл внешне изрядно похожа на Кару Делевинь («Валериан и город тысячи планет», и особенно «Карнивал Роу»). Ее Элфи юна (всего 84 годика), безрассудна, активно плюет на приказы, делает то, что левая нога захочет, ставя под угрозу все волшебное сообщество. И что же, дети, ждет таких непослушных девчонок? Трибунал и 400 лет тюрьмы? А вот и не угадали!  

Джуди Денч («Дж. Эдгар», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «007: СПЕКТР», «Убийство в Восточном экспрессе») со своей майором Крут выглядит на все 803 года и ведет себя откровенно нелогично и глуповато, будто у нее на носу классический старческий маразм. То мы бросаем всех-всех подчиненных на поиски акулоса, то срываем всех-всех силовиков (подзабив на пропавший артефакт) на паршиво организованную спасательную операцию. А к Элфи она относится, будто это ее недавно обретенная дочурка, и вместо того, чтобы сорвать погоны перед строем за злостное неподчинение приказу, готова моментально сделать ее своим замом.

Слишком многое оставлено на потом, расчет на продолжение буквально сочится с киноэкрана, но в принципе ничего криминального в этом нет (доказано «Фантастическими тварями»). И это самое продолжение вполне может со временем появиться (так как сборы малину подпортить не могут, по причине отсутствия таковых).

Отдельное спасибо за очаровательную ирландскую природу, одновременно суровую и располагающую к себе. Жаль ее в ленте не так много, как хотелось бы.

Также в самом что ни на есть жестком современном тренде, оказалась мотивация главзлицы. Расисты, клятые, малым народцем обозвали, понимаешь ли! Fairies Lives Matter, однозначно!

Эрго. Стандартное детско-подростковое фентези с приятным волшебным миром, имеющее мало общего с оригиналом Колфера. Читавшие книгу активно матерятся, и понять их можно, ведь посмотреть на пацана-Мориарти было бы действительно интересно. Впрочем, Дисней, которому на мнение фанатов чаще всего плевать с высокой колокольни, решил сходить еще разок хорошо утоптанной тропой. Целевая аудитория, вполне возможно, будет довольна.

Режиссер: Кеннет Брана («Джек Райан: Теория хаоса», «Убийство в «Восточном экспрессе»)

В ролях: Фердия Шоу, Майкл Раус, Рэйчил Офори, Джош Гэд, Симона Кирби, Колин Фаррелл, Джуди Денч, Миранда Рэйсон, Нонсо Анози, Джерард Хоран

P. S. Если судить по аннотации, изначально лента должна была выглядеть несколько ближе к книге, и протагонист занимался бы не спасением папаши, а «разводом» наивных эльфийских воинов. Интересно, что заставило маркетологов Диснея поменять коней на переправе?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.