Солнце моё (Aftersun), 2022 — рецензия (обзор)

«Отпуск, три дня не считая дороги», или Вспоминая отца

11-летняя Софи с отцом Калумом отправляются на курорт в Турции. Калум расстался с матерью Софи, и в его жизни все далеко не так гладко, как хотелось.

У Софи, напротив, все в порядке. Вокруг отпускные развлечения, море, солнце и толпы подростков, изучающих романтическую сторону жизни.

А впереди отпуск, который Софи будет вспоминать и много лет спустя.

 

Странноватое кино. Обласканное зрителями и критиками, заслужившее номинацию на Оскар, но после титров оставившее меня в откровенном недоумении. Что это было? Поток сознания-воспоминаний постановщицы, автобиографическая ностальгия, тоска по несбывшемуся?

Вопрос открыт. Давайте попытаемся понять, что мы все же увидели.

Перед нами неделя из отпускной жизни, отец и дочь на курорте. В окружении классических «матрасных» развлечений: бильярд, водные горки, купание в бассейне и море, сауна, танцы по вечерам, дайвинг.

При этом с точки зрения развития сюжета в кадре не происходит ничего. Перипетии? Шлейф роли? Нет, не слыхали. Aftersun явно принадлежит к категории фильмов «за жизнь», но даже в сравнении с другими картинами этого поджанра (вспомним хотя бы недавних «Фабельманов»), лента упорно и нарочито отрицает какие-либо действия, и не признает внешне выраженный конфликт.

Просто два человека отдыхают в Турции. О прошлом почти не говорится, будущее в тумане, наслаждаемся настоящим.

Натуральное хоум-видео. Причем постановщики усиливают такой подход, перемежая профессиональные съемки тем самым «домашним видео» с трясущейся камерой, нелепым кадрированием и прочими прелестями любительских забав с аппаратурой. Дополняет дело некомфортный монтаж дебютной части фильма, с оторочкой пикселями, резким переключением времен, лупящим по глазам.

Понятно, что если постараться понять, что все-таки «хотел сказать режиссер», становятся видны и слышны полунамеки, оговорки, недомолвки, проблемы, многозначительные взгляды.

«Солнце» мы видим в первую очередь со стороны 11-летней девочки, которой интересна в первую очередь романтическая сторона жизни. Курортной романтике будет уделено немало времени. Непонятен подход постановщиков, в результате сделавших ГГ лесбиянкой. По 11-летнему персонажу никаких предпосылок для смены ориентации не было и близко.

Также Софи искренне любит отца, хотя считает некоторые его действия чудаковатыми. Девочка отнюдь не дура, отлично отслеживает некоторые неурядицы, давящие на родителя, как те же проблемы с финансами. Но Софи на них не концентрируется (папа рядом и порядок) посему для зрителя останется загадкой как истинная причина денежных бед Калума, так и истоки его депрессии. Хотя общая канва читается без проблем – слишком ранний кризис среднего возраста (с этой точки зрения важен диалог с инструктором по дайвингу). Плюс ощущение бесцельности жизни: с женой развелся, с другими барышнями не получается, с работой явная беда. Не удивлюсь, если постановщики еще и болячку какую-нибудь герою подсунули. Чтоб наверняка. Калум не дурак выпить, баловался (или балуется) наркотой, увлекся тай-чи и медитацией. В общем, за его дальнейшую судьбу становится волнительно. Мескал на своем месте, правда, скажу честно, за что актер получил номинацию на Оскар за лучшую мужскую роль, я так и не понял.

А вот Фрэнки Корио и ее Софи понравилась. Взрослеющий ребенок, естественно чувствующий себя в кадре. С детской непосредственностью подслушивающий разговоры подростков о сексе. С легким недоумением присутствующий при их пьянках. Наслаждающийся морем и солнцем. Мудро подмечающий «косяки» папани. Живущий полной, насыщенной жизнью.

Стоит учитывать, что фильм фактически является воспоминаниями повзрослевшей Софи (хотя сцен которых она не видела, также хватает). И, похоже, подается с позиции «ненадежного рассказчика», который, основываясь на обрывках памяти и старых видеозаписях, пытается воссоздать счастливые отпускные дни. Когда, вполне возможно, она видела отца в последний раз.

Создатели ленты периодически играются с материалом, то повторяя одну сцену дважды, то используя крупные планы и «селфи» с видокамерой, то запуская эстетские подводные кадры пубертатных подростков.

Стоит также отметить фанатичную увлеченность постановщиков длинными, статичными кадрами. Вот мужик курит на балконе, вот двое купаются в море, вот сон в комнате отеля, вот изучают пейзажи за бортом или парящие в небе парашюты с моторчиком (или как их там). Не Тарковский конечно, с его бесконечной водой, но что-то из той же оперы (о! а вот и вода потекла).

Эрго. Обрывок воспоминаний, начисто лишенный внешнего конфликта, драматических перипетий и действия. С внутренним наполнением дело получше, но все же. Своеобразный продукт.

Режиссер: Шарлотта Уэллс  

В ролях: Пол Мескал, Фрэнки Корио, Селия Роулсон-Холл, Кейли Коулмэн, Салли Мессэм, Гарри Пердиос, Итан Смит, Руби Томпсон, Бруклин Тулсон  Шотландии

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.