Бен Элтон «Время и снова время». — М.: Фантом Пресс, 2016
Рыцари Хроноса на пути из благих намерений, или Как завещал великий Ньютон!
Экс-спецназовец Хью Стентон после смерти семьи в автокатастрофе остался совсем один. Ни жены, ни детей, ни работы, ни смысла жизни.
Посему когда его старая университетская преподавательница Сэлли Маккласки обратилась к нему с безумным предложением, Хью не «послал» ее подальше, а принялся за дело.
Что за дело?
Да мелочь, право слово. Вернуться в 1914 год и предотвратить Великую войну, пустившую наперекосяк ход развития Европы.
Разве может один человек, даже вооруженный знанием будущего, изменить историю? Орден Хроноса, основанный по завещанию гениального Исаака Ньютона, думает, что может.
Стентон сомневается, но вместе с тем у него единственного появляется шанс проверить.
Британец (позднее австралиец) Бенджамин Чарльз Элтон известен миру в первую очередь благодаря сценариям к комедийным сериалам, а также сатиричным телевизионным шоу. Но кроме актерского и сценарного, Бен никогда не забывал и о писательском ремесле.
Первая книга Бена «Stark», увидел свет в далеком 1988 году. С той поры на его счету появилось полтора десятка романов и несколько пьес. Он никогда не загонял себя в какие-либо рамки, создавая романы-катастрофы, антиутопии, историческую прозу, триллеры, детективы, социально-сатирические произведения. Не забывал и о фантастике. Именно к ней принадлежит наш сегодняшний герой.
Хроноопера весьма благодатный поджанр. Где еще можно вдосталь поиграться с нетерпимым историей сослагательным наклонением, поностальгировать об ушедших веках, обрушить на героя массу перипетий, не ограничиваясь одними временными рамками, и рассказать читателю о многих важных вещах, в частности о своем видении правильного пути развития людского сообщества.
Не удержался от соблазна и Элтон. Причем вышло у него весьма недурно, хотя и не очень оригинально.
В первую очередь хочется отметить атмосферу романа. Бенджамину шикарно удалось создать и поддерживать высочайший градус напряжения, обрушившегося на протагониста и читателя с той поры, как они убеждаются в возможности изменения прошлого. Хью оказывается в классической ситуации «героя в тылу врага», когда малейшая ошибка может поставить под угрозу всю миссию, а постоянное ожидание неприятностей и подвохов сводит с ума как Стентона, так и того кто держит в руках книгу.
Стентон, кстати, получился вполне адекватным и разумным персонажем, несмотря на армейское/спецназовское прошлое. Он неглуп, достаточно образован (выпускник истфака Кембриджа как-никак), не сторонник силовых решений, но хорошо знает, когда без них не обойтись.
Хью даже готов к проявлению пресловутого «Эффекта бабочки», ведь пройтись по прошлому, не отоптав ни одного из крылышек, не получается, хоть ты тресни.
А затем Стентон делает то, ради чего пришел, и нам открывается завораживающая картина возникновения нового мира из хорошо знакомого старого. Изменения, происходящие буквально на глазах, порождают альтернативы, те следующие, пока мир не меняется почти неузнаваемо.
Но будто этого мало, ближе к финалу автор приберегает для читателя сногсшибательный сюрприз, изрядно меняющий восприятие происходящего.
Как видите, времени поскучать Элтон нам не оставит.
Но помимо напряжения и динамики сюжета Бен стремится поделиться с читателем парой-тройкой мыслей по поводу человека и времени. К примеру: способно ли насилие в принципе привести к позитивным изменениям? Почему люди не видят иного способа решения проблемы, кроме устранения неугодного фактора? Обладает ли кто-то кроме бога правом менять судьбы людей, даже руководствуясь при этом самыми благими намерениями? А убивать единицы, стремясь спасти миллионы? А как быть с парадоксом «они давно мертвы», или «они все равно умерли»?
Вместе с нами поразмыслить об истории, тенденциях развития рода гомо сапиенс, последствиях постороннего вмешательства в исторический процесс и особенностях людского рода, будто стремящегося к самоуничтожению (тема дальнейшего развития нашего общества и тупика, постигшего человечество явно не оставила Бена равнодушным).
Посожалеть о золотом времени 19 столетия и погоревать о наступлении кровавого века-волкодава.
Прийти к выводу, что мудрость мироустройства и природы все равно больше мудрости самого гениального из людей. И лозунги-призывы «что ни делается все к лучшему» и «будь доволен тем, что имеешь, и не сожалей о несбывшемся» написаны не зря.
Вот только, к сожалению, слишком немногие из людей смогут последовать этим неглупым советам. А значит, нас может ждать еще немало сюрпризов. Хорошо бы приятных.
Эрго. Качественная хроноопера, способная и увлечь, и развлечь, и положить на блюдо сытную пищу для размышлений. Ничего сверхоригинального, но повторение пройденного вышло у Элтона вполне съедобным.