Древняя зайка, потерявшая косметолога, или Приближение к канону
1983. После вашингтонских событий десятилетней давности Эрик Леншерр (Фассбендер) тихо-мирно живет в польской глубинке с любимой женой, воспитывая маленькую дочурку. Ровно до той поры, пока о том, кто он на самом деле, не становится известно местным властям.
Профессор Ксавьер (МакЭвой) по прежнему собирает в свою школу разнообразных подростков-мутантов, среди которых выделяется Скотт Саммерс (Шеридан), в будущем известный как Циклоп, и особенно Джина Грей (Тёрнер), еще не ставшая Фениксом.
Мистик (Лоуренс) работает эдакой скорой помощью для своих, спасая попавших в беду мутантов.
В общем, идет нормальная будничная жизнь Людей Икс.
Пока в один солнечный день агент ЦРУ Мойра Мактаггерт (Бирн), разрабатывающая членов одной секты, случайно выпускает из многовекового заточения древнейшего мутанта Эн Сабах Нура (Айзек).
Нура, собирающегося отобрать себе в услужение сильнейших мутантов, уничтожить все созданное человечеством за последние столетия, изрядно уменьшить количество людей и вдоволь поправить этим новым миром.
Вот и подошла к концу трилогия о молодых Людях Икс. И если первая лента порадовала новизной, а вторая головоломными временными петлями, то затем идеи напрочь закончились, и завершение трилогии, к сожалению, вышло тусклым и невнятным.
Судите сами.
Социальные темы в мире X-Men, плюс противостояние обычных гомо сапиенс и необычных мутантов уже обсосаны со всех сторон, и не возбуждают не только героев, но похоже и режиссера. Какие гомо сапиенс? А эти тупые чудики в американском штабе? Или муравьиные толпы на улицах? Неинтересно, отстаньте, у меня Ртуть не так ногу поставил, опять переснимать.
Сюжет не просто банален и вторичен, а банален и вторичен в кубе. Шаблонный суперзлодей хочет уничтожить человечество. Опять. Сколько поставите на его успех?
Ксавьер и Эрик, хорошо раскрытые в предыдущих частях, в «Апокалипсисе» действуют в основном по инерции. Профессор играется в «педагога столетия», и главным его достижением к финалу можно назвать каноническую лысину. Магнето вроде пытается жить по-людски, но волей злых сценаристов и туповатых работников польского завода, в результате все равно напялит не менее канонический шлем. Играть ни МакЭвою ни Фассбендеру по большому счету нечего, вот и ходит первый (точнее ездит) все время с мягким укоризненным взглядом, а второй – с каменной физиономией (за исключением сцены с дочкой).
Как впрочем и Лоуренс, гуляющей с выражением на лице: «ох и надоели мне эти галеры, я ж уже все сказала в предыдущих частях, да и синий мне не очень то идет».
А уж появление когтистого рояля в кустах и вовсе оставило в изрядном недоумении. Что это было Бэримор? К чему тут этот прекрасный небритый мужчина?
Молодые лицедеи, которые благодаря все тем же заигрываниям с Хроносом из «Дней минувшего будущего», получили больше простора для трактовки своих персонажей, тоже ничем особенным не запомнились.
Разве что Ночной Змей выделяется, но больше за счет нетипичной внешности чертенка №13 («и трижды щелкнуть хвостом»).
Но больше всех разочаровал главный антагонист в исполнении Оскара Айзека, нездоровым цветом и фактурой лица напоминающий императора Палпатина (посоветуйте ему кто-нибудь приличного косметолога). А программой действий пресловутую Зайку, которой обидно («надо тута все сломать»).
Эн Сабах Нур не ходит а шествует, не говорит а изрекает, не смотрит, а взирает. Все жутко вяло и тяжеловесно, будто на бедного Айзека действительно напялили все эти доспехи, причем сделанные не из стали, а из чугуна. Ни харизмы у персонажа, ни мозгов. Одни амбиции позади волочатся.
Это ж надо было так «умело» поставить задачу неплохому в принципе актеру, чтобы его суперзлодей не вызывал у зрителя ничего кроме скуки. Плюс зачем Нур пристал к бедному профессору, если подавляющее большинство людей и мутантов он все равно собирается извести? А с выжившими сотнями тысяч (или еще меньше?) и по мегафону связаться можно.
Что самое обидное, мотивация хромает на обе ноги не только у Нура, но и у большинства остальных героев.
«Всадники» Эн Сабаха – они то чего дергаются туда сюда? То бегают как детки за папочкой, то фигвамы рисуют. Нур же четко сказал – править будут сильные – доказывай, что сильный, и вперед править.
Да и Магнето не убедил, если честно. С переходом на «темную сторону» как раз все логично, а вот с обратной эволюцией – не очень.
Да и то, что зритель на 100 процентов уверен, что с большинством героев ничего не случится, несмотря на все усилия злокозненного Эн Сабаха (ведь в канонических «X-Men» 2000-го они все на месте) не добавляет ленте вистов.
Кстати и по части экшена Apocalypse не особо выделяется. Первые две трети так и вовсе выглядят раскачкой перед финальной дракой, которая заставляет немного собраться в кресле, но смотрится несколько однообразно.
Что касается катастрофы – тут вроде все на месте: непременно страдающий почти в каждом фильме Манхэттенский мост (че ж американцы его так не любят?), массовые жертвы и разрушения. Но если припомнить, что ни один уважающий себя супергеройский боевик нынче не обходится без уничтожения пары крупных городов, элементы фильма-катастрофы в Людях Икс уже не кажутся чем-то особенным.
А вот за избавление от ядерного арсенала Эн Сабаху надо Нобелевскую премию мира выписать. Причем за полвека вперед минимум. Как и Магнето за очитку дна океанов от металлолома — этому для разнообразия экологическую.
Эрго. Не самое удачное завершение неплохой трилогии. В целом вполне в духе Людей Икс. Если б не провальный антагонист и выхолощенные главные герои, остальные слабости картины так бы не выделялись. Тщательнее, надо господа голливудские режиссеры, тщательнее, это у мутантов терпение безграничное, а у обычных человеков может и закончиться.
Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Эван Питерс, Оливия Манн, Роуз Бирн, Оскар Айзек, Софи Тёрнер, Николас Холт, Тай Шеридан, Бен Харди
P. S. Сцена с Ртутью действительно хороша. Плюс длится три минуты и отлично смотрится отдельно от всего остального фильма (с 1часа 14 минут до 1 часа 17-ти). Рекомендую.