Ты не жди меня мой конь, видишь мне уже не встать
Начало 20 века. Англия. Графство Девон. На аукционе фермер Тед Нарракотт (Маллан), пришедший купить рабочую лошадь для пахоты, вместо нее приобретает молодого красавца-жеребца Джоуи. Перебивая при этом цену своего лендлорда Лайонса (Тьюлис). Конь абсолютно необъезжен, еще ни разу не ходил под седлом, про работу на пашне, и говорить нечего. Тем временем подходит срок уплаты аренды, а после того, как Тед потратил на Джоуи 30 гиней, заплатить Лайонсу нечем. Лендлорд соглашается дать фермеру отсрочку, если его сын Альберт (Ирвин) и Джоуи за весьма ограниченный срок вспашут заброшенное каменистое поле. Мальчик принимается за тренировку жеребца.
Альберт любит лошадей и его отношения с Джоуи вскоре перерастают в настоящую дружбу.
С полем они справились, но этого оказалось недостаточно. Ливень уничтожает посевы турнепса, и Теду, чтобы не потерять ферму, приходится продать жеребца военным. Тем как раз понадобилось очень много лошадей. Ведь началась Первая мировая война.
Детский роман «Боевой конь» был написан Майклом Морпурго в 1982 году после встречи с ветеранами Первой мировой. Написан от лица лошади. Работая над книгой, Майкл выяснил, что за период войны погибло почти миллион лошадей с британской стороны и около десяти миллионов всего. Из миллиона британских лошадей, принимавших участие в войне на территории других стран, вернулось 62 000. Остальные умерли или были пущены во Франции на мясо. Понятно, что людей также полегло немало. Но там, где сотни тысяч человеческих жизней становятся статистикой, судьба одного парня, и одной лошади возможно заставят задуматься?
Тем более, когда за экранизацию берется такой мастер, как Спилберг.
Казалось бы, азбучные истины: каждая жизнь ценность, не нужно убивать друг друга из-за какой-то херни, типа политики, идей, ублюдков-королей (или уродов-кайзеров), споров с какой стороны, тупой или острой, разбивать яйцо etc. Тома книг исписаны по этому поводу, сотни метров пленки и гигабайт информации отсняты и заполнены. Не помогает. Убивают, калечат, люмают судьбы.
Спилберг уже снимал кино о войне. И не одно. Но как «Список Шиндлера» так и «Спасти рядового Райана» имели рейтинг “R” (детям до 17 лет обязательно присутствие родителей). У «Коня» — PG-13 (детям до 13 просмотр не желателен). Возможно, Стивен решил, наконец, постучать не в сердца подростков, уже изрядно испорченных современным миром, но детей, еще не достигших пубертатного периода, и оттого способных воспринять идею мира и любви, впоследствии воплотив ее в жизнь?
Если так, дай ему боги удачи в этом нелегком деле!
Тем более этой картиной он делает уверенный шаг к цели.
Мы видим череду людей, каждый из которых оставляет неизгладимый след в сердцах зрителя.
Начнем, пожалуй, с главного «человечьего» героя картины. Альберт Нарракотт – сын фермера. Фермера, повоевавшего в англо-бурскую войну, привезшего оттуда пару наград, вымпел полка и хромоту, боль от которой он глушит спиртным.
Альберта же можно охарактеризовать кратко: «нормальный парень». Без особых закидонов, пальцев и тараканов. Сейчас такие редкость. Плюс лошадей любит. Вообще и в частности. Джоуи же становится для парня другом. Какие редко встречаются даже среди людей. Другом, за которым можно отправиться на войну, другом, ожидание встречи с которым способно спасти жизнь. И тебе и ему. Как актер Ирвин (для которого это фактически дебют в полном метре) не продемонстрировал сногсшибательной игры (явно не молодой Ди Каприо в «Грейпе» или «Полном затмении»). Но в этом антураже смотрится на удивление гармонично. Просто, но со вкусом. Тем более, что большую часть времени мы смотрим на других людей. Молодого капитана Николса (Хиддлстон), первого хозяина Джоуи в армии. Высокомерного майора Стюарта (Камбербэтч) погубившего людей и коней в неподготовленной атаке. Немецких солдат Гюнтера и его 14-летнего брата Микаэля, всего лишь хотевших вырваться из военной мясорубки. Французскую девочку Эмили (Бюкенс) и ее деда, стремящихся выжить в оккупации. Германского офицера с обледенелым сердцем, и германского же конюха, вполне сохранившего способность любить и сопереживать. Солдат воюющих армий, вместе спасающих коня, застрявшего на ничейной земле. Людей разных: хороших и не очень, сохранивших человечье подобие и нет. Людей, сорванных с места военным вихрем, при виде попавшей в беду лошади, вспоминающих о том, что они люди.
Но не только актеры держат зрительское внимание. Лошади – вот полноправные участники картины, местами вчистую переигрывающие своих человечьих визави. Кони дружат, любят, пугаются, устают, соперничают. Роль Джоуи, кстати, в течение фильма исполняли 14 лошадей, а максимальное количество непарнокопытных артистов, задействованных в одной сцене фильма – 280. На съёмочной площадке непрерывно присутствовали представители Американского общества защиты животных, которые удостоили фильм наивысшей оценки по части работы с братьями нашими меньшими.
Похоже не зря. Например, в сцене «Джоуи в колючей проволоке» Спилберг использовал аниматронную модель. Как говорится «во время съемок ни одна золотая рыбка не пострадала».
Снято все по большей части шикарно. Некоторые сцены, я думаю, по праву войдут в золотой фонд мирового кинематографа. Вспомнить хотя бы первую конную атаку англичан, встречу Джоуи с танком, бешеный бег жеребца между сражающихся армий.
Сборы, кстати, могли быть и побольше. Бюджет картины перекрыт всего лишь вдвое. До «Райана» и «Шиндлера» откровенно не дотянули. Ну да это такое.
Эрго. Сильный антивоенный проект настоящего мастера, который, дай бог, изменит что-нибудь в мозгах подрастающего поколения. К лучшему.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Джереми Ирвин, Эмили Уотсон, Дэвид Тьюлис, Питер Маллан, Нильс Ареструп, Том Хиддлстон, Бенедикт Камбербэтч, Тоби Кеббелл, Патрик Кеннеди