Возвращение к истокам или хулиганский эксперимент
1927 год. Джордж Валентайн (Дюжарден) – актер. Известный актер. Звезда. Полные залы, гонорары, поклонницы. Все как у людей. Однажды, после очередной премьеры, он буквально сталкивается с очаровательной Пеппи Миллер (Бежо). Вокруг толпа, папарацци, фотовспышки. На следующее утро в одной из газет появляется фото артиста с поклонницей, сопровождаемой огромными буквами «Кто эта девушка?». В тот же день Пеппи, благодаря Валентайну, получает маленькую роль в новой картине. Дальше больше. Количество экранного времени растет, Пеппи потихоньку становится звездочкой кино.
Все бы хорошо, но героям выпало жить в эпоху перемен. В кинематограф пришел звук. Вдруг оказывается, что новые времена требуют новых лиц, и директор студии Эл Зиммер (Гудмен) решает, что Джорджу пора на покой. Тем более артист воспринял новую технологию в штыки – утверждая, что на него ходят смотреть, а не слушать. Новым лицом студии становится Пеппи Миллер. А Валентайн, сделав последнюю попытку воскресить свою карьеру в немом кино (выступив продюсером, режиссером и главным героем фильма «Слезы любви») остается на бобах. Без денег, дома, бросившей его жены и перспектив.
Казалось бы обычная мелодрама: Он. Она. Успех. Разочарование. Падение. Любовь. Спасение. Счастье.
Прикол в том, что это действительно обычная, качественная мелодрама. Только немая и черно-белая. Что делает из банальной, в сущности, истории (которую вряд ли к «Оскару» подпустили на пушечный выстрел, будь она цветная и говорящая) неплохой, ностальгический эксперимент (прохавает ли современный, испорченный 3d и спецэффектами зритель, картину без реплик и цвета).
Но классическое черно-белое кино мало кто видел, и мало кто помнит. Вот Хазанавичус и снял эдакую адаптацию «великого немого» для современного зрителя. Стоит заметить – весьма неплохую.
Во первых строках письма стоит отметить главных героев. Слабоизвестные французские актеры произвели очень хорошее впечатление. Мало того, что оба весьма подходят по типажам (роли, собственно, писались под конкретно этих исполнителей). Им удалось создать запоминающихся и полных жизни персонажей.
Вежливый, полный обаяния джентльмен старой закалки Валентайн. Озорная, жизнерадостная Пеппи. И их гармоничный дуэт, буквально закручивающий пространство фильма вокруг себя.
Порадовал также камердинер Клифтон (Кромвелл). Качественный актер, из зубров.
Забавные сценарные и постановочные находки. Чего только стоит война Джорджа со своим персонажем из «Слез любви», или заигрывание Пеппи с пиджаком Валентайна.
Мощная операторская работа, стильные музыкальные номера. Ну и, конечно, убойная псина, выступающая здесь полноправным актером.
К сожалению, нельзя не отметить, что несмотря на все положительные моменты, не покидает ощущение некоторой несерьезности происходящего. Буффонада, баловство, детские шалости. Любой из этих эпитетов будет верным. Вроде и ругать не хочется (не будете же вы бранить ребенка, который что-то делает на своем уровне, хотя видно, что дитятко играется), но слишком уж весело все, похохатывая.
Эрго. Долго не хотел смотреть, подозревая очередной, слабо подкрепленный делом пиар. К счастью, ошибся. Хорошая, талантливая, добрая, стильная (пусть и весьма ветреная) романтическая мелодрама. Вполне смотрибельно. Правда, всеобщую истерию вокруг «Артиста» все равно считаю, мягко говоря, преувеличенной. Может народ просто устал от спецэффектов?
Режиссер: Мишель Хазанавичус
В ролях: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудмен, Джеймс Кромуэлл, Пенелопа Энн Миллер, Мисси Пайл, Угги, Бет Грант, Эд Лотер, Джоэль Мюррей