Алмазное дело следователя Мурзина, или Расследование под свист ветров Гражданской
1918 год. Россия. Гражданская война. В Пермь входят войска колчаковского генерала Анатолия Пепеляева (Матвеев). У генерала приказ взять Вятку, но его бойцы голодны, плохо обмундированы, испытывают большую нужду в боеприпасах и вооружении.
Чтобы пополнить запасы своей армии Пепеляев накладывает контрибуцию на шестерых богатейших людей города. Тех изрядно пощипали большевики, но генерал не без основания надеется, что с белым движением у коммерсантов найдется, чем поделиться.
В целом он оказывается прав, но вот оказия: во время встречи с миллионщиками, и выяснения, кто, сколько, чего и кому должен, из комнаты исчезает бриллиант огромной стоимости.
Для поиска драгоценности приходится использовать оказавшегося под рукой, и в последний момент спасенного от расстрела красного следователя милиции Андрея Мурзина (Носков).
Количество подозреваемых у большевистского Шерлока Холмса невелико. Олигархи, да пара офицеров. Вот только времени еще меньше.
Ведь мало того, что генерал с каждой минутой теряет терпение. Так дело усугубляется старым конфликтом между Мурзиным и Пепеляевым, возникшим в свое время из-за волоокой Веры (Толубеева).
А значит, Андрею предстоит либо за несколько часов разгадать загадку пропажи камня, либо отправиться обратно к расстрельной стенке.
Хороший детектив, да еще и в историческом антураже в наше голодное на качественное «расследование» время на вес золота.
К большому сожалению «Контрибуция» невзирая на некоторые приятные моменты, в общем, стала скорее неудачным экспериментом, чем наоборот.
Причем большинство претензий относятся как раз к детективной части ленты.
Начиная от нераскрытой логики преступников (к чему такие сложности, если в ваших силах проделать то к чему вы стремились, практически в любой момент?). Продолжая резким сужением количества подозреваемых, до фактически 3-х человек, всего лишь одной мизансценой. Чересчур фантастическим способом доставки камня. И слишком нарочитых акцентах на персонаже, оказавшемся, в конце концов, злодеем. Хотя, к чести создателей, сомнения оставались до последнего.
Фильм снят по мотивам одноименной повести Леонида Юзефовича.
Также неоднозначное впечатление оставили актерские работы.
К Максиму Матвееву лично у меня претензий почти нет (хотя Катерине не понравилась пластика актера, по ее мнению по осанке и походке на кадрового военного Максим тянет слабовато). Маска «слуги царю, отца солдатам», скрывающая неуверенность и застарелую боль. Хороший, глубокий взгляд, показывающий внутренний раздрай. Идеализм, жесткий характер и обреченность. Не без недостатков, но потенциал у артиста на высоте.
А вот «первый Фандорин» Илья Носков оставил странноватое ощущение. Общая отмороженность, перемежаемая странными телодвижениями, когда персонаж попросту наглеет, и на пустом месте ведет себя чересчур вызывающе (или это они на действие коньяка намекают?). В общем, мне абсолютно не понравилось, как сыграно Мурзина. Как на меня, одно из основных действующих лиц попросту запорото.
То же относится и к Толубеевой с ее Верочкой, которая попросту раздражает своей истеричностью, преувеличенной экзальтацией и порой неадекватными действиями.
Зато за честь «слабого пола» в полной мере постояла Елизавета Боярская, крайне неровная актриса, на счету которой как крупные удачи, так и откровенные провалы. Ее Чагина диво как хороша. Уверенная, сильная, твердая, при этом изысканно-женственная, скрывающая внутренне опустошение, тоску и грусть (не на 50 тысяч, конечно, но все же весьма).
Коммерсанты проработаны средне (да и сыграны без особого огонька). Одни, как, к примеру, Калмыков — не раскрыты вовсе. Другие, как Зильберштейн, единственным монологом получили свою минуту славы. Остальные зависли где-то посредине, вроде и понятно о чем речь, но можно было сделать гораздо ярче.
Плюс патетичные тексты о судьбе России чуток подутомили. Да и генералу мозгов поболе не помешало бы. Ведь ситуацию можно было решить сразу же после пропажи камня.
К историческому антуражу вопросов меньше. Костюмы, платья, мундиры, машины, статисты с винтовками. С ролью Перми неплохо справился Кронштадт, тем более, что большинство событий происходит в помещении, и фильм в большей мере живет в театральной, чем к кинематографической реальности.
Если подвести итоги – идея богатейшая, а вот исполнение откровенно подкачало.
Всего–то нужно было немного изменить обстоятельства и предысторию похищения, чтобы не выводить за рамки подозреваемых большую часть присутствующих (заявить камень на первой встрече хотя бы).
Дать каждому актеру побольше времени для раскрытия персонажей (в стиле 12 Михалкова), и подумать о приглашении других лицедеев на роли некоторых купцов и Мурзина.
И нас ждал бы один из лучших антуражных детективов 21 века.
Он по-прежнему нас ждет, где-то впереди.
Но за попытку спасибо.
Эрго. Исторически-костюмированный детектив с отличной задумкой, и неоднозначным воплощением. Хватает вопросов к сценарию, логике «расследования» и актерским работам. Но ход мысли верный – в отсутствие гигантских бюджетов именно из таких камерных, стильных картин и может получиться что-то стоящее.
Режиссер: Сергей Снежкин
В ролях: Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Надежда Толубеева, Илья Носков, Евгений Дятлов, Константин Воробьёв, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич, Сергей Перегудов