«Это росы вскипают от ненависти» или Страшная ирландская сказка
Имя Фрэнки Макгуайра (Питт) было широко известно на земле Изумрудного острова. Не удивительно, один из самых опасных боевиков ИРА, все-таки. И в какой-то момент власти Соединенного королевства берутся на группу Фрэнки всерьез. Макгуайру приходится покинуть страну, перебравшись в Цитадель демократии. Заодно на земле Дяди Сэма парень взялся раздобыть пару десятков стингеров. Больно уж британские «вертушки» поперек горла стали.
В США Фрэнки квартирует у ирландца Тома О’Мира. Добропорядочного семьянина, не имеющего ни малейшего отношения к ИРА. Вдобавок полицейского.
О’Мира не знает о том, чем занимается Макгуайр, и заокеанский вояж начинается для легенды ИРА вполне удачно. Если бы не несколько «но».
Как то конфликт с торговцами оружием, продающими стингеры. Британская разведка, висящая на хвосте. И Том, начинающий подозревать неладное. Том, который так напоминает Макгуайру отца, убитого 20 лет назад.
Количеству триллеров, выпущенных Голливудом, уже сама Фабрика грез давно утратила счет. Тем ценнее попытки, хоть чем-то выделяющиеся из одинаковой жанровой массы, несущей зрителю «трепет и волнение». А уж если фильм содержит в себе какой-никакой моральный посыл, и вовсе отлично.
С этой точки зрения The Devil’s Own однозначно стоит внимания. Мало того, что в основу картины положена перманентная гражданская война в Ирландии. Война, длящаяся долгие десятилетия, принесшая океан ненависти, многие тысячи смертей, и, похоже, ставшая поперек горла большинству ирландцев.
Вдобавок режиссер придумал свести вместе представителя сытой, практически не имеющей на тот момент проблем Америки, и матерого, сполна глотнувшего крови волка, из раздираемой на клочки страны.
Усугубив дело приязнью между героями, фатализмом Макгуайра и патологической честностью персонажа Форда.
В общем, смесь получилась знатная.
Причем смесь, поднимающая не просто вопросы личного выживания, как в большинстве таких лент, а проблемы застарелой, как гниющая в навозе дерюга, ненависти. Бесконечного круга убийств и смертей, в который как белка в колесо попала целая страна.
Снято все довольно качественно. Напряжение поддерживается на высоте. Боевые сцены захватывающи и уместны. Отношения между героями развиваются логично и интересно. Создавая на экране интересный танец, разыгранный двумя неординарными лицедеями. Танец, показывающий, что как бы ни зашкаливал градус злобы, если убрать человека из ее очага, и дать ему мирную альтернативу бесконечным смертям, многое можно изменить. Многое, но далеко не все.
Эти моменты, способные возможно спасти чью-то жизнь, вышли столь удачными в первую очередь благодаря главным героям.
Харрисон Форд, чье имя не зря стоит в титрах на первом месте, в те годы находился на пике своей зрелой актерской карьеры. Разнообразные триллеры щелкались артистом как семечки, оставив нам в наследство «Прямую и явную угрозу», «Самолёт президента», «Шесть дней, семь ночей» «Паутину лжи». Во всех этих лентах (как и в The Devil’s Own ) Форд полностью адекватен и монументален, и представить кого то на его месте чертовски сложно.
Том О’Мира работящ, весел, надежен, харизматичен, упрям, до одури честен, слишком стар для этого дерьма, не дурак выпить, в общем настоящий ирландец (не забываем, что отец Форда родом как раз с Изумрудного острова). В общем именно такой, к какому может потянуться человек, потерявший в детстве отца.
Брэду Питту наоборот, до лучших образов, занесших его в золотой зал актерской славы, еще оставалось пару лет. И это заметно. Артист чересчур слащав, не до конца избавившись от образа романтичного красавца, и излишне следит за тем, как он выглядит в кадре. Но даже при этом его актерский потенциал уже виден процентов на 70.
Макгуайр одинок, невозмутим, по-самурайски спокоен, повергает наземь всех женщин независимо от возраста, и временами выглядит по-настоящему опасным.
Все вроде хорошо, но есть один серьезный вопрос к режиссеру (жаль, ответить на него Алан уже не сможет). Вопрос следующий: а делать то что? Куды бечь несчастному ирландцу? Всем народом переселиться в Америку и желательно по разным ее концам?
А если серьезно, выходит, что The Devil’s Own Пакула кроме пути, указанного Моисеем, никакого другого нам не предлагает. Тоже вариант, причем проверенный временем. Но есть проблема. С ничейными пустынями сейчас откровенная напряженка. Плюс за еще 40 лет Изумрудный остров вполне может обезлюдеть. Совсем.
Эрго. Интересный напряженный триллер, размышляющий над проблемами гражданского противостояния, но, к сожалению, не видящий выхода из болота ненависти.
Режиссер: Алан Дж. Пакула
В ролях: Харрисон Форд, Брэд Питт, Маргарет Колин, Рубен Блэйдс, Трит Уильямс, Джордж Хирн, Митч Райан, Наташа МакЭлхоун, Пол Ронан, Саймон Джонс, Джулия Стайлз, Эшли Кэрин, Келли Сингер, Дэвид О`Хара, Дэвид Уилмот, Энтони Брофи, Шэйн Данн, Мартин Данн, Гэбриэлль Рейди, Саманта Сонрой, Бакстер Харрис